Новое в законодательстве о безналичных расчетах
(Алексеева Д.)
("Законность", N 3, 2001)
Текст документа
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ
Д. АЛЕКСЕЕВА
Д. Алексеева, кандидат юридических наук.
Платежный механизм - одна из базовых структур рыночной экономики. Он опосредует обмен товаров на деньги в хозяйственном обороте, от его надлежащей работы зависит общая эффективность функционирования экономических институтов. Успешное осуществление безналичных расчетов невозможно без их четкого законодательного регулирования. Между тем их правовая регламентация остается неоднозначной.
До недавнего времени основными нормативно - правовыми актами в этой сфере были: Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. N 14; Положение о проведении безналичных расчетов кредитными организациями от 25 ноября 1997 г. N 5-П; Письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996 г. N 245 "Об изменении порядка очередности платежей с расчетных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц"; Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве Госбанка СССР от 30 сентября 1987 г. N 2; телеграмма ЦБ РФ от 15 октября 1992 г. N 230-92 "О порядке расчетов чеками с грифом "Россия"; Указание ЦБ РФ от 3 декабря 1997 г. N 51-У "О введении новых форматов расчетных документов".
С 1 ноября 2000 г. вступили в действие части I и III "Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации" от 8 сентября 2000 г. (далее - Положение N 120-П), в связи с чем утратили силу вышеназванные правовые акты (кроме Положения N 5-П, которое отменяется после вступления в силу части 2 Положения N 120-П - с 1 марта 2001 г.). Таким образом, на сегодня основу правового режима как расчетов между клиентами, так и межбанковских расчетов составляет новое Положение N 120-П, достоинства которого отнюдь не являются бесспорными.
Положение состоит из трех частей: 1) О формах безналичных расчетов и порядке их применения; 2) Порядок осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в Банке России; 3) Порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций (филиалов), открытым в других кредитных организациях (филиалах), и по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации.
В отношении форм безналичных расчетов и порядка их применения следует отметить позитивную динамику правового регулирования. Положение N 14 детально не регламентировало многих правовых аспектов форм расчетов, практически только декларируя их. Так, довольно скупо определялся правовой режим аккредитивов, расчетов платежными требованиями - поручениями и т. д. Новое Положение довольно полно регламентирует этот круг вопросов и, кроме того, соответствует требованиям ГК РФ. Удобным в практической реализации Положения является наличие многочисленных приложений, содержащих типовые формы платежных документов.
Главы 3 и 7 части 1 не содержат серьезных отличий от ранее действовавшего Положения N 14 и предусматривают определение расчетов платежными поручениями и чеками, устанавливают условия и порядок их осуществления. Регламентация чековой формы расчетов менее обстоятельна и не содержит непосредственного изложения порядка документооборота. Неясен также реальный механизм его осуществления. Положение N 120-П отменило телеграмму ЦБ РФ от 15 октября 1992 г. N 230-92 "О порядке расчетов чеками с грифом "Россия", а также телеграмму ЦБ РФ от 2 января 1992 г. N 18-545 и 17 октября 1992 г. N 18-645 "О расчетах чеками из лимитированных чековых книжек". Вместе с тем п. 7.11 Положения N 120-П определяет, что чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России. Наличие подобных правовых изъянов приведет к вытеснению чеков из числа форм расчетов между клиентами.
Наиболее значительным является установление правового режима расчетов по аккредитиву (гл. 4). В отношении этой формы безналичных расчетов содержится четкое определение, классификация, условия осуществления и маршрут платежа. Поскольку расчетные операции с применением аккредитивов сложны, необходимо четкое установление прав, обязанностей и ответственности сторон. В этих целях Положением регламентирован порядок работы с аккредитивами в банке - эмитенте (гл. 5) и порядок работы с аккредитивами в исполняющем банке (гл. 6). Эти главы содержат порядок документооборота, типовые формы платежных документов, необходимые реквизиты, бухгалтерские проводки с учетом видов аккредитива, указания на возможность отзыва или изменения условий аккредитива, возможность акцепта уполномоченным плательщиком лицом, основания закрытия аккредитива.
Заслуживает особого внимания также гл. 8, предусматривающая расчеты по инкассо. Правовое регулирование этой формы расчетов значительно отличается от прежней редакции.
Во-первых, предусмотрены расчеты платежными требованиями. В разное время законодатель по-разному оценивал возможность их применения. Так, применяемые долгое время платежные требования были отменены Положением N 14. Вместо них предусматривалась такая форма расчетов, как платежные требования - поручения. С принятием ГК РФ возникла необходимость приведения действующего законодательства в соответствие с указанным актом, в котором указывалось на расчеты по инкассо. В свою очередь формулировка многих из ныне действующих форм безналичных расчетов, данная в ГК РФ, тождественна международным правовым документам (в частности, Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов; Унифицированным правилам по инкассо). Практическая целесообразность подобного заимствования вызывает большие сомнения, поскольку действующая в стране система безналичных расчетов несколько отличается от международной (особенно по двум изложенным формам) по субъектному составу, маршруту платежа, правам, обязанностям и ответственности сторон. Поэтому "слепое" заимствование зарубежной терминологии при несопоставимости содержания подразумеваемых форм расчетов вряд ли способствует должному правовому регулированию.
Во-вторых, форма расчетов платежными требованиями - поручениями Положением, как и ГК РФ, не предусматривается, хотя прямого запрета на ее применение также нет.
В-третьих, помимо общих вопросов (понятия расчетов по инкассо, требований к расчетным документам, порядку документооборота) более четко и детально предусматриваются разновидности расчетов по инкассо: расчеты платежными требованиями (гл. 9) как общие условия осуществления подобного платежа; расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщиков (гл. 10); расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми без акцепта плательщиков (гл. 11); расчеты инкассовыми поручениями (гл. 12).
Основной недостаток правового регулирования расчетов по инкассо - нечеткое определение понятий "бесспорного" и "безакцептного" списания средств; не указаны взыскатели, имеющие право на безакцептное списание. Между тем законодательная неурегулированность именно этих вопросов создает массу проблем практической реализации этой формы расчетов.
Вторая часть Положения N 120-П менее удачна. Она посвящена регулированию порядка осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в Банке России. Центробанк начинает изложение указанного порядка с выделения особенностей осуществления расчетов через Банк России, в чем сразу обнаруживается ряд изъянов.
К примеру, гл. 1 Положения N 5-П содержала анализ терминов и определений, в частности счетов межфилиальных расчетов, банка - корреспондента и банка - респондента; маршрута платежа и др. Новое Положение не определяет круг используемых терминов.
В отличие от прежнего Положения новое не предусматривает оснований открытия и закрытия счетов "ЛОРО" и "НОСТРО", что представляет собой безусловный пробел в законодательстве. Неурегулированность столь важных вопросов создаст прецедент определения подобных условий в каждом конкретном случае, что будет значительно тормозить функционирование межбанковских расчетов. Наиболее целесообразным в подобной ситуации является отмена нормы Положения N 120-П, касающейся утраты юридической силы прежнего Положения в части открытия и закрытия вышеуказанных счетов.
Пункт 1.6 части 2 Положения N 120-П устанавливает, что кредитная организация (филиал) определяет вид платежа ("почтой", "телеграфом", "электронно") и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в подразделение расчетной сети Банка России расчетные документы на бумажных носителях и (или) в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). В подобной формулировке есть ряд положений, ущемляющих права клиента кредитной организации. Так, п. 2.2 Положения N 5-П устанавливал, что при заключении договора банковского счета клиент в обязательном порядке должен быть ознакомлен с условиями проведения расчетных операций и способами передачи информации, а также с правилами заполнения расчетных документов с учетом каждого из возможных путей проведения расчетной операции. Клиент имеет право в договоре банковского счета определить, по какому из путей могут проводиться расчетные операции по его поручениям. В случае, если эта норма не включена в договор банковского счета, маршрут платежа определяется кредитной организацией. В принципе, условия об установлении определенного маршрута платежа возможно определить в договоре счета, однако законодатель четко устанавливает общее правило, согласно которому маршрут платежа определяется не клиентом, а кредитной организацией.
Положение N 120-П не свободно от нечетких формулировок. Пункт 1.2 части 2 предусматривает, что для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории РФ, имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России. В то же время п. 6.1 части 2 Положения указывает, что кредитная организация (филиал) имеет право открыть корреспондентский счет (субсчет) с даты внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ей регистрационного номера. Из этого, во-первых, не ясно, что представляет собой открытие кредитной организацией корреспондентского счета - право или обязанность. Во-вторых, не ясен момент открытия корреспондентского счета. Нечеткое обозначение временных границ в совокупности с расширенным полномочием "может" не позволяет четко определить, с какого момента кредитная организация должна (может) открыть счет и установлена ли ответственность за несоблюдение данного срока.
Части 2 Положения присуща некоторая бессистемность. В частности, гл. 6 раскрывает порядок открытия и закрытия корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (филиалов) в Банке России, тогда как предыдущие пять глав рассматривали порядок осуществления расчетных операций именно по этим открываемым кредитными организациями корреспондентским счетам. Логичнее было бы изложить порядок открытия и закрытия корреспондентских счетов (с учетом системы терминов и определений) в рамках гл. 1 части 2, а потом уже раскрывать особенности порядка осуществления расчетов по этим счетам.
Одно из достоинств гл. 2 Положения - более четкое регулирование порядка отзыва расчетных документов из картотеки неоплаченных расчетных документов в подразделении расчетной сети Банка России, а также порядка возврата расчетных документов из картотеки неоплаченных расчетных документов при закрытии корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала). Прежняя редакция Положения не выделяла соответствующие вопросы в самостоятельные главы.
В целом часть 2 Положения N 120-П более детально и тщательно раскрывает порядок осуществления расчетов через Банк России. По сравнению с Положением N 5-П, которое данному вопросу уделяло всего лишь две главы общего характера, часть 2 Положения N 120-П содержит семь глав, посвященных непосредственно порядку проведения платежей с учетом многочисленных особенностей в зависимости от вида платежа и иных факторов. Порядок осуществления расчетных операций через Банк России урегулирован довольно полно и содержит помимо чисто правовых категорий бухгалтерские проводки, отражающие отдельные банковские операции. Подобная практика позволяет оценить в полной мере как правомочия сторон и ответственность за их ненадлежащее исполнение, так и прохождение платежа по счетам. Вместе с тем в сравнении с Положением N 5-П порядок осуществления расчетных операций излагается неполно, несколько бессистемно, не раскрывает понятийного аппарата, содержит массу недочетов и нечетких формулировок.
Заключительная часть Положения регламентирует порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций (филиалов), открытым в других кредитных организациях (филиалах), и по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями кредитной организации. Эта часть Положения наименьшим образом соответствует предъявляемым к нормативным актам подобного уровня требованиям и содержит максимальное количество недоработок.
Не ясно, по какому принципу Центробанк РФ объединил два порядка осуществления расчетных операций в рамках единой главы. Если порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России, содержится в отдельном разделе, логичнее было бы предположить, что порядок осуществления расчетов как по корреспондентским счетам, открываемым банками друг у друга, так и по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации должен составлять предмет регулирования отдельных глав.
Основными счетами, по которым осуществляются расчеты посредством корреспондентских межбанковских соглашений, являются счета "ЛОРО" и "НОСТРО". В отличие от Положения N 5-П Центробанк отказался от определения понятий указанных счетов. Кроме того, Положение не дает оснований открытия и закрытия указанных счетов. Складывается нелепая ситуация, когда в нормативно - правовом акте урегулирован порядок документооборота "неизвестно чего". Любая кредитная организация практически получает право открывать любой счет, называя его счетом "ЛОРО" или "НОСТРО", на любых условиях и производить документооборот согласно требованиям Положения. "Недобросовестные" кредитные организации получают уникальную возможность для различного рода махинаций, "перекачки" и легализации денежных средств, добытых незаконным путем; мошеннических действий по неперечислению платежных поручений клиентов. Вместо этого Положение перегружено ненужной информацией, которая не должна находиться в правовом акте, регулирующем непосредственно расчетные операции: о порядке получения банками ИНН, БИКа и т. д.
Часть 3 Положения содержит всего 2 главы, касающиеся порядка осуществления расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях (гл. 1), и по счетам межфилиальных расчетов (гл. 2).
Вопросы проведения платежа урегулированы неполно и нечетко. Собственно порядка осуществления расчетных операций гл. 2 не содержит. Для сравнения стоит обратиться к прежнему Положению N 5-П, которое в рамках разд. III "Правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций, открытым в других кредитных организациях" содержало четыре главы: о корреспондентских отношениях; порядке открытия счетов "ЛОРО"; порядке осуществления операций по счетам "ЛОРО" и "НОСТРО" и порядке закрытия счетов "ЛОРО". Отдельно выделялась работа в банке - отправителе платежа; работа в банке - получателе платежа, дата получения платежа и иные вопросы.
Аналогичным образом разд. II Положения N 5-П "Особенности проведения расчетных операций филиалами кредитных организаций на территории Российской Федерации" содержал также четыре главы: общие положения по проведению расчетных операций филиалами кредитных организаций; порядок проведения расчетных операций по счетам межфилиальных расчетов; порядок открытия, закрытия корреспондентских субсчетов филиалов в Банке России и проведения расчетных операций по этим счетам; а также особенности установления филиалами корреспондентских отношений с другими кредитными организациями (филиалами).
Анализ части 3 Положения N 120-П позволяет сделать вывод о том, что вопросы осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам, открываемым в других кредитных организациях, а также по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации не получили никакого правового регулирования. Вступление в силу с 1 ноября 2000 г. этой части Положения создает парадоксальную ситуацию, когда нормативно - правовые акты, содержащие определенный механизм осуществления межбанковских расчетов, утратили силу, а взамен их должного правового регулирования не создано. Таким образом, расчеты, осуществляемые вне Банка России, оказались практически неурегулированными. Такая ситуация создаст правовую анархию и спровоцирует многочисленные злоупотребления и нарушения банковского законодательства.
Название документа