Организация оказывает транспортно-экспедиторские услуги, связанные с ввозом и вывозом товаров с территорий государств - членов Таможенного союза (перевозка только в пределах Таможенного союза). Оказываемые услуги соответствуют пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Каким образом с учетом пп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ определить лицо, не осуществляющее внешнеэкономическую сделку с перевозимым товаром, при ввозе или вывозе товара с территории государства - члена Таможенного союза? Правомерно ли организация применяет налоговую ставку по НДС 0 процентов?

Ответ: Если организация оказывает транспортно-экспедиторские услуги, связанные с ввозом и вывозом товаров с территорий государств - членов Таможенного союза (перевозка только в пределах Таможенного союза), то она вправе применять налоговую ставку по НДС 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 Налогового кодекса РФ. По нашему мнению, лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимым товаром, является лицо, не осуществляющее внешнеторговую деятельность.

Обоснование: В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения данного подпункта распространяются также на следующие транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Положения данного подпункта не распространяются на услуги указанных в пп. 9 данного пункта российских перевозчиков на железнодорожном транспорте.

Положения данного подпункта распространяются также и на услуги, указанные в абз. 4 и 5 данного подпункта, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации.

В п. 3.1 ст. 165 НК РФ представлен перечень документов, которые организация представляет в налоговый орган при реализации услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов. В частности, налогоплательщик должен представить в налоговый орган контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) предоставляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами.

При этом в законодательстве отсутствует понятие "внешнеэкономическая сделка".

Однако в Постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2010 N КГ-А41/3391-10 разъяснено, что легального определения понятия "внешнеэкономическая сделка" в российском законодательстве не содержится. В доктрине российского права под внешнеэкономическими сделками понимаются сделки, совершаемые российскими организациями с иностранными контрагентами в процессе осуществления внешней торговли и иных видов внешнеэкономической деятельности. Таким образом, в качестве обязательного критерия внешнеэкономической сделки можно выделить ее коммерческий характер, направленность на осуществление внешнеторговой деятельности.

Как следует из п. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

По смыслу данной нормы, указанной в п. 3.1 ст. 165 НК РФ, если происходит ввоз товаров на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза (как в рассматриваемой ситуации) и налогоплательщиком заключается контракт на оказание транспортно-экспедиционных услуг с лицом, которое не осуществляет сделку в области внешней торговли перевозимыми товарами, необходимо представить не только контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание транспортно-экспедиционных услуг, но и копию контракта между лицом, осуществляющим сделку в области внешней торговли перевозимыми товарами, и лицом, не осуществляющим данную сделку.

Исходя из ст. 805 Гражданского кодекса РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Например, налогоплательщиком может быть заключен с российской организацией договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, перевозимых на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза, однако указанная организация не осуществляет внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, а по договору с другой организацией, непосредственно осуществляющей ввоз товаров на территорию РФ, оказывает транспортно-экспедиционные услуги и привлекает для их фактического оказания налогоплательщика (см., например, косвенно Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 N А56-60218/2012).

В случае если указанный в вопросе налогоплательщик представит в срок, закрепленный в п. 9 ст. 165 НК РФ, в налоговый орган требуемые п. 3.1 ст. 165 НК РФ документы, применение налоговой ставки по НДС 0 процентов правомерно.

Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ (абз. 17 п. 9 ст. 165 НК РФ).

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

13.11.2013