Федеральному государственному унитарному предприятию (основной вид деятельности - оказание протезно-ортопедической помощи населению) были выделены субсидии на содержание стационара сложного протезирования. Фактические расходы на содержание стационара превысили размер полученных субсидий. Правомерно ли при исчислении налога на прибыль включать в расходы сумму непрофинансированных затрат на содержание стационара?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 мая 2008 г. N 03-03-06/4/36

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения прибыли организаций, связанным с применением льготных тарифов, и сообщает следующее.

В соответствии с Порядком предоставления в 2007 г. за счет средств федерального бюджета субсидий федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2007 N 290, субсидии предоставляются федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям в качестве источника финансового обеспечения мероприятий по возмещению убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости, а также стационарам сложного протезирования указанных предприятий.

Согласно п. 2 ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В целях налогообложения прибыли, как это установлено ст. 250 Кодекса, внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 Кодекса.

Средства, полученные организациями, реализующими услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами, в целях налогообложения прибыли учитываются в составе внереализационных доходов.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что полученные предприятием в указанном случае средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 Кодекса), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

В рассматриваемом случае предприятие не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а наоборот, само оказывало услуги. Поэтому получаемые им из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Факт получения предприятием средств на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот из бюджета сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у предприятия дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.

Согласно ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, удовлетворяющие критериям, предусмотренным ст. 252 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

29.05.2008