При подготовке штатного расписания работники службы охраны труда предложили детализировать наименования должностей специалистов, рабочих, а именно дополнять их теми описаниями, которые важны для льгот и гарантий, например писать: "Водитель автомобиля (автобуса) ПАЗ-423001, дежурного, длиной 8,25 метра"; "Водитель автомобиля ЗИЛ-433362, поливомоечного, грузоподъемностью 7 тонн". Можно ли такой подход назвать правильным, если в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов профессия лица, управляющего автотранспортным средством, называется "водитель автомобиля" (код 11442)?

Ответ: По сути специалисты службы охраны труда предлагают включать в штатное расписание не наименования должностей (профессий), а конкретный вид поручаемой работы, описываемый помимо собственно наименования должности (профессии) указанием рабочего места (оборудования). Данное предложение, действительно, может упростить учет труда в разных условиях, что немаловажно для оперативного решения вопросов предоставления работникам льгот, установления стажа работы в определенных условиях в соответствии со списками и перечнями производств, работ, профессий и должностей, определяющими порядок предоставления разнообразных гарантий. В большинстве из указанных списков наименования профессий и должностей состоят не только из собственно наименований профессий и должностей, но и характеристики выполняемой работы (например, "Водители автомобилей, занятые на наращивании дамб хвостохранилищ, на вывозке шлама, породы и отходов обогащения и брикетирования" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10) или используемого при выполнении трудовой функции оборудования, механизмов, агрегатов (например, "Водитель автомобиля, работающий на грузовых автомобилях грузоподъемностью от 1,5 до 3,0 т" Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22). Такая степень детализации необходима в тех случаях, когда не с самой должностью или профессией связывается предоставление определенных льгот и гарантий, установление ограничений, а с условиями выполнения работы по ней.

Такая практика не противоречит трудовому законодательству. Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ трудовая функция может быть определена указанием не только должности, профессии или специальности, но и конкретного вида поручаемой работнику работы. Однако она может серьезно осложнить процессы организации труда и управления персоналом, поскольку даже для малейших кадровых перестановок работодатель должен будет получать согласие работников, а также оформлять большое количество документов, фиксирующих изменение условий трудового договора.

Согласно ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора. Вместе с тем если условие трудового договора о месте работы конкретизировано до указания рабочего места (ч. 4 ст. 57 ТК РФ) и, кроме того, в трудовой договор включено условие об оборудовании (механизме, агрегате), используемом при выполнении трудовой функции, то в силу ст. 72 ТК РФ изменение этих условий трудового договора (о месте работы и оборудовании (механизме, агрегате)) возможно исключительно по соглашению сторон трудового договора, что предполагает дачу работником согласия; при этом соглашение об изменении указанных условий трудового договора должно быть заключено в письменной форме.

Если бы работодатель указал в штатном расписании только наименование профессии, а рабочие места/оборудование закрепил за работниками в других документах (например, в соответствующих журналах, нарядах и пр.), то он мог бы на основании ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ "перебрасывать" водителей с одного транспортного средства на другое (разумеется, с учетом имеющегося у них специального права на управление транспортным средством соответствующей категории). При этом для обеспечения прав работников на определенные льготы и гарантии, связываемые с выполнением работы в соответствующих должностях и профессиях, работодателю достаточно организовать надлежащий учет труда в определенных условиях (на соответствующих автотранспортных средствах); если пенсионное законодательство связывает предоставление льготы или гарантии с управлением автотранспортным средством определенного вида, то для обеспечения работника в области пенсионного обеспечения достаточно оформить справку о работе в соответствующих условиях.

Что касается источников установления наименований должностей и профессий, то основные из них перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ: это штатное расписание, а также в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, - соответствующие квалификационные справочники, утверждаемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, в числе источников установления наименований профессий и должностей не поименован, несмотря на то что изначально он разрабатывался с целью унификации применяемых наименований должностей служащих и профессий рабочих. В ОКПДТР были собраны и систематизированы унифицированные записи наименований профессий и должностей, предусмотренных применяемой с 1967 г. Единой номенклатурой должностей служащих, действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, а также уставами, положениями, постановлениями и другими нормативными документами, регламентирующими состав профессий в различных отраслях экономики. Таким образом, поскольку наименования должностей служащих и профессий рабочих, указанные в ОКПДТР, в основной массе соответствуют наименованиям должностей служащих и профессий рабочих, содержащимся в соответствующих квалификационных справочниках, то указание наименования должности или профессии в соответствии с определенным квалификационным справочником фактически обеспечивает следование ОКПДТР, и наоборот, указание наименования должности или профессии в соответствии с ОКПДТР в 70% случаев обеспечивает выполнение требования ч. 2 ст. 57 ТК РФ в части соблюдения соответствующих квалификационных справочников.

Если с выполнением работы не связано предоставление каких-либо льгот или установление ограничений, то работодатель в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ освобождается от следования квалификационным справочникам.

Д. Л.Щур

НИИ труда и социального страхования

27.05.2008