В организации была проведена аудиторская проверка. В заключении аудиторы указали на необходимость проведения аттестации работников. Обязана ли организация (производство товаров народного потребления) проводить аттестацию персонала или это ее право? В каких организациях проведение аттестации является обязательным?

Ответ: Отношения, возникающие между работодателем и работником при проведении аттестации (то есть оценки соответствия работника выполняемой работе и его деловых качеств в целом для определения уровня квалификации), не относятся к трудовым отношениям. По своему содержанию они являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми отношениями (в частности, с отношениями по организации труда и управлению трудом), и в силу ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ должны регулироваться трудовым законодательством. Однако до настоящего времени они не имеют должной нормативно-правовой регламентации общеотраслевого характера, несмотря на то что некоторые элементы аттестации напрямую затрагивают отдельные трудовые права и гарантии работников.

Только для некоторых работодателей (нанимателей), осуществляющих отдельные виды деятельности, аттестация персонала в соответствии со специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами является обязательной. Так, в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы проводится аттестация гражданского служащего. Муниципальные служащие подлежат аттестации в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Обязательность аттестации также установлена специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности. Это:

- работники, чья деятельность связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования (ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");

- работники опасных производственных объектов (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

- работники, работающие на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия (ст. 14 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия");

- работники, выполняющие работы с источниками ионизирующего излучения (ст. 14 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения");

- работники библиотек (ст. 26 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле");

- персонал объектов космической инфраструктуры (ст. 21 Закона РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности");

- руководители унитарных предприятий (ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях");

- другие.

Для бюджетных учреждений аттестация работников обязательна в силу применяемой тарифной системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки. Как следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", аттестация работников является не только процедурой установления соответствия работников занимаемым должностям и уровня их квалификации, но и основой для определения разрядов оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой.

Что касается работодателей небюджетного сектора, не подпадающих под действие нормативных правовых актов, обязывающих проводить аттестацию работников (групп работников), то они в подавляющем большинстве решают вопросы о проведении аттестации самостоятельно - исходя из собственного представления о необходимости проведения оценки персонала для целей организации труда и управления трудом.

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации (п. 3 ч. 1 данной статьи) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Если предусматривающие обязательность проведения аттестации и определяющие порядок ее проведения нормативные правовые акты федерального, регионального или муниципального уровня не распространяются на работодателя, то он, решив использовать данный инструмент организации труда и управления трудом, самостоятельно устанавливает правила его применения в своем локальном нормативном акте.

В качестве основы для разработки такого акта может использоваться Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и ГКНТ СССР от 05.10.1973 N N 267/470, которое в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ применяется постольку, поскольку не противоречит данному Кодексу. Несмотря на то что в настоящее время названное Положение не может рассматриваться в качестве акта, имеющего обязательную силу для предприятий перечисленных в нем отраслей, тем не менее и суды, и государственные инспекторы труда прибегают к нему при анализе локальных нормативных актов организаций, определяющих порядок проведения аттестации.

Д. Л.Щур

НИИ труда и социального страхования

27.05.2008