Обязательна ли аттестация работников автомобильного транспорта? Ведь в Постановлении Совета Министров СССР от 26.07.1973 N 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" и в принятых в соответствии с ним других нормативных правовых актах дается рекомендация соответствующим министерствам и ведомствам проводить аттестацию специалистов предприятий. Кадровая служба автопредприятия настаивает, что такая аттестация обязательна. Если так, то какие работники обязаны ее проходить?

Ответ: Трудовой кодекс РФ и общеотраслевые акты трудового законодательства не обязывают работодателя проводить аттестацию работников с целью определения их профессиональной пригодности, соответствия занимаемым должностям и др. Только в некоторых сферах и отраслях деятельности аттестация персонала названа в качестве обязательной процедуры, которую должен проводить работодатель (наниматель), в частности, на государственной и муниципальной службе, в образовании, на транспорте, в электроэнергетике, других общественно значимых и (или) характеризующихся потенциальной опасностью отраслях.

На предприятиях автомобильного транспорта аттестация работников обязательна в силу Постановления Правительства РФ от 30.08.1993 N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году". При этом указанная аттестация в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N N 13/11 (с изм. на 11.05.2000), проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми в региональных (бассейновых, морских администрациях портов) или иных органах государственного управления на транспорте; в случае отсутствия указанных органов - в аттестационных комиссиях, создаваемых в органах, выдающих соответствующие лицензии. Целью такой аттестации является определение пригодности лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Основными ее задачами являются:

1) проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, полетов, движения автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта и умения применять их в работе;

2) формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Что касается внутренней аттестации работников автотранспортного предприятия (проводимой аттестационной комиссией, образованной на предприятии из его сотрудников), то работодатель-автопредприятие может принять решение о ее проведении добровольно и самостоятельно. Порядок ее проведения должен определяться в соответствующем локальном акте, принимаемом с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). В качестве основы для его разработки может использоваться Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное Постановлением Госкомнауки СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N N 470/267. При подготовке локального перечня должностей служащих, подлежащих данной аттестации, по нашему мнению, из него следует исключить должности работников, подлежащих вышеуказанной отраслевой аттестации, включенные в Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации (на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте), утвержденный Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N N 13/11. Речь идет о:

1) руководителях или заместителях руководителей, отвечающих за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности;

2) начальниках:

- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта;

- колонн (маршрутов), отрядов;

3) специалистах: диспетчерах, механиках ОТК, механиках (мастерах) колонн, отрядов.

Проведение локальной аттестации работников, занимающих перечисленные должности, представляется чрезмерной и дублирующей ведомственную аттестацию.

Л. В.Щур-Труханович

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

27.05.2008