О применении критерия "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" при оценке конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе на выполнение работ, оказание услуг; о нарушении заказчиком Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае включения им в конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа по выполнению работ, оказанию услуг, не связанных с обеспечением нужд обороны страны и безопасности государства, о наличии у него опыта по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, репутации, производственных мощностей

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 мая 2008 г. N Д05-2026

Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.

1. Согласно ст. 28 Закона конкурсная комиссия в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией, осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

Одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе на выполнение работ, оказание услуг (помимо цены) является качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса. Данный критерий может быть применен заказчиком как совместный критерий (т. е. "качество и квалификация"), а также раздельно: критерий "качество" либо критерий "квалификация" (или "качество", или "квалификация").

2. При оценке заявок на участие в конкурсе на выполнение работ, оказание услуг критерий "квалификация" может применяться ко всем видам работ и услуг.

3. Значимость критерия "качество работ, услуг и (или) квалификация" определена ч. 6 ст. 28 Закона, которая при проведении конкурса на выполнение работ, оказание услуг не может составлять более 20% (т. е. любых работ, услуг, кроме перечисленных далее), а в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа - 45%.

4. При размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг заказчик может производить оценку заявки "квалификация" по таким показателям, как: опыт участника конкурса по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, опыт персонала, репутация и иные, определяемые заказчиком.

5. Часть 2.1 ст. 22 Закона запрещает включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в случае включения заказчиком в конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа по выполнению работ, оказанию услуг, таких как: наличие опыта по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, репутации, производственных мощностей и т. д., будет являться нарушением Закона.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" установлено, что дополнительными требованиями к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов являются наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа.

Перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства определяются государственными заказчиками по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу.

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

А. Т.КАТАМАДЗЕ

23.05.2008