О разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 мая 2008 г. N Д05-1998

Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.

1. При размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона следует пользоваться совместными разъяснениями Минэкономразвития России и ФАС России (Письмо от 29.04.2008 N 5684-АП/Д05 и N АЦ/10329).

2. В соответствии с ч. 10 ст. 28 Закона протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Указанный протокол размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания протокола (ч. 11 ст. 28 Закона).

Аналогичные требования предъявляются ч. 8 ст. 37 Закона к срокам размещения на официальном сайте протокола аукциона (в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола).

Таким образом, размещение на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона в день его подписания членами конкурсной комиссии будет являться нарушением требований Закона.

3. Частью 8 ст. 26, ч. 2 ст. 27 и ч. 10 и 11 ст. 28 Закона установлены сроки подписания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе и протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также сроки размещения указанных протоколов на официальном сайте.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе подписывается членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания такого протокола.

Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе подписывается членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе и в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте.

Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывается членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, и размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

Таким образом, проведение заказчиком в один день процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в конкурсе и оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также размещение на официальном сайте в этот день соответственно сразу трех протоколов будут являться нарушением Закона.

4. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе.

Аналогичные требования - для документации об аукционе (п. 1 ч. 4 ст. 34 и пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 35 Закона).

С учетом данных норм заказчик должен установить в конкурсной документации (документации об аукционе) указания на необходимый документ (документы), подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, который должен содержаться в составе заявки на участие в конкурсе (заявки на участие в аукционе). В случае если в конкурсной документации заказчик установил перечень необходимых документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, и участник размещения заказа не представил в составе заявки на участие в конкурсе (аукционе) указанный документ, заявка такого участника отклоняется конкурсной (аукционной) комиссией на основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона.

Выписка из ЕГРЮЛ (или ЕГРИП), а также нотариально заверенная копия такой выписки, в соответствии с Законом, выделены в отдельный документ, представляемый в составе заявки на участие в конкурсе (аукционе), который не относится к документам, подтверждающим полномочия на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

5. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.

Согласно ч. 3 ст. 42 Закона заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

Таким образом, проведение в марте двух запросов котировок на поставку одноименных товаров, по результатам которых будет заключено два контракта (31 марта - в I квартале и 1 апреля - во II квартале), оплата по контрактам будет произведена в мае, не будет являться нарушением ч. 3 ст. 42 Закона.

6. Частью 3 ст. 42 Закона установлено, что заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

В отношении иных способов закупок (конкурсы, аукционы, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) согласно ст. 55 Закона (за исключением п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона) запретов на неоднократное размещение заказов в течение квартала Законом не установлено.

Таким образом, Законом не установлено запретов на возможность заказчика в течение одного квартала заключить 3 государственных (муниципальных) контракта на закупку одноименной продукции путем проведения открытого конкурса (или аукциона), запроса котировок и размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона.

7. В соответствии со ст. 34 Закона в документации об аукционе должны содержаться требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, которые являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик. Указанные требования могут быть оформлены в виде дефектной ведомости. В заявке на участие в аукционе участник размещения заказа должен указать сведения о качестве работ (ст. 35 Закона).

Принимая во внимание то, что смета затрат - полная сводка затрат на производство продукции, выполнение работ, услуг, а при проведении аукциона в документации об аукционе указывается только начальная (максимальная) цена контракта, цена предлагаемых работ объявляется участниками размещения заказов, признанными участниками аукциона, публично непосредственно на этапе проведения аукциона, смета не должна содержаться ни в документации об аукционе, ни в заявках участников размещения заказа на участие в аукционе.

В случае если в рамках одного аукциона закупается несколько видов работ, учитывая, что методика проведения аукциона может иметь разные трактовки, по мнению Департамента, заказчик вправе после подведения итогов аукциона, но до заключения государственного (муниципального) контракта потребовать от победителя аукциона указать расценки и цены по всем позициям перечня работ, выставленных на аукцион (представить смету как приложение к контракту), так как в случае расторжения государственного (муниципального) контракта, заключенного по итогам аукциона, сведения о стоимости отдельных видов работ необходимы для осуществления взаиморасчетов и определения стоимости выполненных работ.

8. В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт.

В соответствии с ч. 10 ст. 65 Закона до 1 января 2009 г. в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При этом при поставке дополнительного количества таких товаров (выполнении дополнительного объема таких работ) заказчик по согласованию с поставщиком (подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров (объему таких работ), но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров (выполнении таких работ) заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом.

Таким образом, заказчик вправе включить в документацию об аукционе условие о возможности изменения на 10% количества предусмотренных контрактом товаров или объемов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Изменение объемов в отношении иных работ и услуг в ходе исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения аукционов, не допускается.

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

А. Т.КАТАМАДЗЕ

23.05.2008