О праве заказчика размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечни товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, без проведения торгов

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 мая 2008 г. N Д05-1910

Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснениях положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

По логике Закона следует понимать, что в ч. 4.1 ст. 10 Закона указание на применение аукциона при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд означает запрет на применение конкурса как способа проведения торгов при размещении заказов на поставку соответствующих товаров (выполнение работ, оказание услуг) и не накладывает запрета на использование иных способов размещения заказа, предусмотренных Законом.

В частности, в ст. 10 Закона определены способы размещения заказа (проведение торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах)).

При этом установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России и ФАС России (совместное Письмо от 29.04.2008 N 5683-АП/Д05 и N АЦ/10328), помимо обязанности использовать исключительно аукцион в качестве одного из способов проведения торгов заказчики вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом. Указанное совместное Письмо Минэкономразвития России и ФАС России размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет по адресу: http://www. zakupki. gov. ru.

Таким образом, заказчик вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечень, без проведения торгов, то есть путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом.

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

А. Т.КАТАМАДЗЕ

21.05.2008