Организация применяет УСН ("доходы минус расходы"). В связи с тем что организация планирует в ближайшем будущем осуществлять деятельность в области общественного питания, учитываются ли при определении налоговой базы расходы организации, связанные с определением ассортиментного перечня производимой продукции общественного питания, соответствующего обязательным требованиям нормативных документов?

Ответ: Статья 346.16 Налогового кодекса РФ устанавливает перечень расходов, которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов", вправе учесть при определении налоговой базы.

В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходами для целей налогообложения признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Следует отметить, что перечень расходов, поименованных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

В соответствии с пп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к расходам, учитываемым при формировании налоговой базы, относятся и расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) утверждены Правила оказания услуг общественного питания (далее - Правила), которые регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

В силу п. 7 Правил исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

Также следует иметь в виду, что при осуществлении всех видов предпринимательской деятельности, в том числе деятельности в сфере общественного питания, в соответствии с Федеральными законами от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" должна быть обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность жизни и здоровья людей.

Общественное питание отнесено к видам деятельности, представляющим потенциальную опасность для человека, поэтому для осуществления такой деятельности необходимо наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, с приложениями перечня видов выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, ассортиментного перечня реализуемой (изготавливаемой) продукции.

На основании изложенного можно прийти к выводу, что организация, которая собирается осуществлять деятельность в сфере общественного питания, должна разработать и согласовать с Роспотребнадзором ассортиментный перечень производимой продукции.

Исходя из изложенного, обязанность организации, осуществляющей деятельность в сфере общественного питания, иметь согласованный с уполномоченными органами ассортиментный перечень производимой продукции установлена требованием законодательства РФ (с учетом п. 3 ст. 492 Гражданского кодекса РФ и того, что Правила приняты в соответствии с Законом N 2300-1).

Следовательно, в случае если услуги по определению ассортиментного перечня производимой продукции общественного питания, соответствующего обязательным требованиям нормативных документов, оказываются налогоплательщику непосредственно контролирующим органом (Роспотребнадзором), то соответствующие затраты налогоплательщик вправе учесть в соответствии с пп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при условии соответствия их критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.

Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.04.2005 N Ф09-1247/05-АК признал правомерным включение индивидуальным предпринимателем в состав расходов затрат по оплате копирования ценников на товары и услуг Госсанэпиднадзора по утверждению ассортиментного перечня товаров, отметив, что данные затраты были связаны с основной деятельностью предпринимателя - реализацией промышленных товаров (одежды).

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.05.2008