Статьей 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. При этом п. 6 ст. 280 НК РФ установлено, что для определения расчетной цены акций, не обращающихся на организованном рынке, налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Правомерно ли в целях исчисления налога на прибыль для определения расчетной цены ценной бумаги, не обращающейся на ОРЦБ, использование налогоплательщиком информации, содержащейся в информационной системе, предназначенной для индикативного котирования ценных бумаг, о спросе и предложении на рынке идентичных (однородных) ценных бумаг?

Ответ: В соответствии с п. 15 ст. 274 Налогового кодекса РФ особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливаются в ст. 280 с учетом положений ст. ст. 281 и 282 НК РФ.

В силу п. 6 ст. 280 НК РФ в отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

1) если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;

2) если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В случае, когда налогоплательщик определяет расчетную цену акции самостоятельно, используемый метод оценки стоимости должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.

В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным гл. 3 Закона.

В силу ст. 14 Закона N 39-ФЗ к торгам на фондовой бирже могут быть допущены соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов допускаются к выдаче и обращению на фондовой бирже в случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п. 5.16 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.10.2007 N 07-102/пз-н (далее - Положение), для расчета рыночной цены и признаваемой котировки ценных бумаг за торговый день учитываются рыночные сделки, заключенные на торгах организатора торговли в течение основной торговой сессии. При этом рыночными сделками считаются сделки, совершенные путем проведения аукционных торгов на основании безадресных заявок на стандартных условиях, установленных организатором торговли, а также иные сделки, совершенные на торгах организатора торговли и отвечающие на момент регистрации их организатором торговли одновременно следующим требованиям:

сделка совершена на основании хотя бы одной безадресной заявки с ценой, которая не может быть изменена;

цена одной ценной бумаги по сделке не ниже лучшей (наибольшей) цены на покупку по безадресным заявкам и не выше лучшей (наименьшей) цены на продажу по безадресным заявкам;

разница между лучшей (наибольшей) ценой на покупку по безадресным заявкам и лучшей (наименьшей) ценой на продажу по безадресным заявкам на эту бумагу составляет для обыкновенных акций не более 10% от лучшей цены предложения на покупку, для привилегированных акций - не более 15% от лучшей цены предложения на покупку, для облигаций - не более максимального спреда, рассчитываемого в порядке, предусмотренном в п. 5.17 Положения;

существует не менее 5 безадресных заявок на покупку и не менее 5 безадресных заявок на продажу этой ценной бумаги, цены которых отличаются не более чем на 5% от лучших цен предложений соответственно на покупку и на продажу.

Для расчета рыночной цены и признаваемой котировки ценных бумаг могут учитываться также сделки, совершенные при проведении аукционных торгов в течение основной торговой сессии с использованием адресных заявок в следующих случаях:

при подаче адресной заявки на покупку ценных бумаг, размещаемых через организатора торговли, или

при подаче адресной заявки на продажу ценных бумаг, выкупаемых через организатора торговли.

В указанных случаях участник (участники) торгов, которому(ым) адресуются заявки, должен(ны) быть объявлен(ы) в проспекте ценных бумаг.

При этом для расчета рыночной цены, текущей цены, текущей рыночной цены и признаваемой котировки ценных бумаг не учитываются сделки РЕПО.

Представляется, что ценные бумаги, включенные в информационную систему, предназначенную для индикативного котирования ценных бумаг, не являются публично обращаемыми на торгах фондовой биржи, котировки по данным ценным бумагам не являются признаваемыми, а расчеты рыночной цены и рыночной капитализации по ним не проводятся.

Следовательно, информация, содержащаяся в информационной системе, предназначенной для индикативного котирования ценных бумаг, о спросе и предложении на рынке идентичных (однородных) ценных бумаг не выражает взаимодействия спроса и предложения на ценные бумаги, а значит, не может использоваться в целях исчисления налога на прибыль для определения расчетной цены ценной бумаги.

Следует отметить, что аналогичной позиции придерживается и Минфин России в Письмах от 02.03.2006 N 03-03-04/1/166 и от 19.12.2007 N 03-03-06/2/235.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.05.2008