Организация-налогоплательщик обратилась в Минфин России за разъяснением по вопросу применения норм законодательства РФ по налогам и сборам. При этом налогоплательщик направил письмо по электронной почте на официальный электронный адрес Минфина России с указанием всех необходимых своих реквизитов (наименование, адрес места нахождения, ИНН и т. д.), однако по почте письмо направлено не было. Обязан ли Минфин России давать разъяснения по обращениям налогоплательщиков по электронной почте?

Ответ: Подпунктом 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик имеет право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Пунктом 1 ст. 34.2 НК РФ установлено, что Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

При этом п. 3 ст. 34.2 НК РФ установлено, что Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Таким образом, в НК РФ закреплено, что налогоплательщик имеет право получать от Минфина России разъяснения по вопросам применения законодательства РФ, а Минфин России обязан в течение двух месяцев предоставить письменный ответ, при этом форма обращения налогоплательщика за разъяснениями ст. ст. 21 и 34.2 НК РФ не предусмотрена.

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 59-ФЗ обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Статьей 7 Закона N 59-ФЗ установлены требования к письменному обращению.

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом N 59-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Таким образом, можно сделать вывод, что обращение налогоплательщика в государственный орган, в частности Минфин России, может быть направлено по информационной системе общего пользования, но при этом обращение должно содержать определенные данные налогоплательщика, помогающие его идентифицировать, в том числе подпись уполномоченного лица.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) установлены основные понятия, используемые в Законе N 1-ФЗ:

электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;

электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано.

Статьей 4 Закона N 1-ФЗ установлены условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 1-ФЗ электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

В соответствии с п. 11.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), обращения, поступившие в Минфин России по информационным системам общего пользования, подлежат рассмотрению в порядке, установленном Регламентом.

Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Для приема обращений в форме электронных сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

В случае если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

Основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения, помимо оснований, указанных в п. 11.3 Регламента, также может являться указание автором недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа, поступление дубликата уже принятого электронного сообщения, некорректность содержания электронного сообщения, невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что налогоплательщик может обратиться за получением разъяснений по вопросам применения норм законодательства РФ по налогам и сборам в Минфин России посредством направления электронного письма через информационную систему общего пользования с применением электронной цифровой подписи и указанием своих реквизитов (наименование, адрес и т. д.).

Например, в Письме от 29.01.2007 N 03-03-06/1/44 Минфин России указал, что в связи с тем, что в письме отсутствует информация об адресе налогоплательщика, оснований для рассмотрения запроса не имеется.

Таким образом, если налогоплательщик при направлении электронного письма учел все необходимые требования, то Минфин России в соответствии с п. 3 ст. 34.2 НК РФ должен дать письменное разъяснение в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) Минфина России указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.05.2008