В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в извещении о проведении открытого конкурса заказчик должен указать сведения о предмете государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Согласно ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. Вправе ли заказчик указать в конкурсной документации дополнительные требования о функциональных качественных характеристиках товаров (которые не были указаны в извещении о проведении конкурса)?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных этим Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ нормы Закона N 94-ФЗ распространяются на отношения, связанные с размещением государственными и муниципальными заказчиками заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии со ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Как указано в ст. 20 Закона N 94-ФЗ, под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Заказчик разрабатывает конкурсную документацию, которую утверждает заказчик (ст. 22 Закона N 94-ФЗ). При этом конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
Также в конкурсной документации должны быть указаны требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости), место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и т. д.
Сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
В случае изменения требований о функциональных качественных характеристиках, изложенных в извещении о проведении конкурса, заказчику следует разместить в официальном печатном издании и на официальном сайте извещение о внесении изменений условий проведения конкурса.
Конкурсная комиссия, как указано в ст. 28 Закона N 94-ФЗ, осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг);
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии со ст. 28 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по:
1) цене контракта;
2) функциональным характеристикам;
3) качеству работ, услуг и (или) квалификации участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
4) расходам на эксплуатацию товара;
5) расходам на техническое обслуживание товара;
6) срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
7) срокам предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
8) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Не допускается использование иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Следует отметить, что арбитражные суды признают размещение в конкурсной документации дополнительных требований о функциональных качественных характеристиках товаров, которые в извещении о проведении конкурса не были указаны, нарушением ст. 28 Закона N 94-ФЗ.
Так, например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.01.2008 N А72-4013/07 пришел к выводу, что содержащиеся в конкурсной документации требования отличаются от требований, указанных в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно извещению о проведении торгов на поставку продуктов питания критериями оценки заявок на участие в конкурсе являлись: наименьшая цена муниципального контракта и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара. А заявленные в конкурсной документации требования об обеспеченности исполнителя заказа транспортными средствами для поставки товаров, персоналом для осуществления разгрузки и погрузки товаров, складскими помещениями, холодильными камерами и ветеринарно-санитарными условиями для заготовки, хранения и реализации продуктов животноводства являются дополнительными требованиями о функциональных качественных характеристиках, что нарушает положения Закона N 94-ФЗ.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2007 N А05-6327/2006-3, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2007 N Ф04-4933/2007(36528-А03-11).
Таким образом, указание заказчиком в конкурсной документации дополнительных требований о функциональных качественных характеристиках товаров, которые не были указаны в извещении о проведении конкурса, не будет нарушением положений Закона N 94-ФЗ лишь в том случае, если заказчик разместит извещение о внесении изменений условий проведения конкурса в официальном печатном издании и на официальном сайте.
Ю. К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
21.05.2008