Организация, занимающаяся предоставлением медицинских услуг, передала медицинским работникам (врачам) образцы лекарственных средств. При этом переданные медицинским работникам образцы используются в процессе взаимоотношений врача и пациента путем информирования первым второго о конкретных лекарственных средствах. Правомерно ли организации учитывать произведенные затраты в виде стоимости переданных образцов лекарственных средств в целях исчисления налога на прибыль как расходы на рекламу?

Ответ: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В п. 4 ст. 264 НК РФ определено, что к расходам организации на рекламу относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) определены основные понятия:

- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

- товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В п. 8 ст. 24 Закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

УФНС России по г. Москве в Письме от 20.04.2007 N 20-12/036374, рассматривая вопрос о правомерности учета при исчислении налога на прибыль затрат в виде стоимости образцов товаров (лекарственных средств безрецептурного отпуска), которые передаются безвозмездно потенциальным потребителям (участникам круглых столов и фармацевтических кружков в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках), указало, что передача в рекламных целях образцов (пробников) медицинской продукции не входит в понятие рекламы медицинских препаратов.

Представляется, что передача медицинским работникам (врачам) образцов лекарственных средств, которые используются в процессе взаимоотношений врача и пациента путем информирования врачом пациента о конкретных лекарственных средствах, также не подпадает под понятие рекламы, установленного Законом N 38-ФЗ. В частности, в таком случае отсутствует направленность информации о лекарственных средствах на неопределенный круг, а действия по информированию пациента о соответствующем лекарственном средстве направлены не на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, а на рекомендацию данного средства в качестве средства для лечения.

Данные выводы подтверждаются и судебной практикой.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 09.01.2008 N КА-А40/13490-07-2 разъяснил, что в силу специфики взаимоотношений врача и пациента информирование первым второго о конкретных лекарственных средствах нельзя расценивать как рекламу этих средств. Суд указал, что врач, обладающий информацией о возможном фармакологическом воздействии определенных препаратов на отдельного пациента, не рекламирует, а назначает (рекомендует) ему лекарственные средства для лечения. Широта воздействия информации о лекарствах на неопределенный круг лиц при таком способе распространения невозможна, так как в ситуации рекомендации врачом лекарства предназначаются конкретному лицу. Кроме того, по мнению суда, реклама врачом препаратов конкретного производителя и проявления при этом предпочтения этим средствам в силу бесплатной передачи ему образцов противоречит кодексу врачебной этики, который предполагает оказание пациенту медицинской помощи с использованием всех известных приемов и способов на основе применения всего спектра лекарственных средств.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что предоставление медицинскому работнику образцов лекарственных средств для обеспечения распознавания возможных подделок путем демонстрации пациенту их упаковки, формы, внешнего вида также не является рекламой, а призвано избежать негативных последствий в ходе лечения.

Следует учитывать, что данное Постановление принято с учетом норм действующего до вступления в силу Закона N 38-ФЗ Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", однако данное обстоятельство не влияет на нерекламный характер передачи информации о лекарственном средстве в указанной ситуации.

Таким образом, произведенные организацией затраты в виде стоимости переданных образцов лекарственных средств неправомерно учитывать в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.05.2008