О порядке размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд у субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2008 г. N Д05-1891
Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
При размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона следует пользоваться совместными разъяснениями Минэкономразвития России и ФАС России (Письмо от 29.04.2008 N N 5684-АП/Д05 и АЦ/10329).
1. Согласно указанным разъяснениям, для того чтобы во время процедуры допуска участников размещения заказа удостовериться, что участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, аукционе, котировочную заявку, соответствует требованиям ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации", заказчик должен:
а) с целью проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства указать в конкурсной документации или документации об аукционе требование о представлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе копий учредительных документов (устав, учредительный договор).
При проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства). Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается;
б) с целью проверки численности работников участника размещения заказа заказчик должен указать в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Участник размещения заказа декларирует в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе, в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (о численности работников за предшествующий календарный год). Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется;
в) проверка соответствия участника размещения заказа требованию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства), заказчиком не осуществляется, так как в настоящее время Правительством Российской Федерации не установлены указанные предельные значения.
Требовать от участника размещения заказа иные сведения и документы, подтверждающие его принадлежность к категории субъектов малого предпринимательства, не допускается.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 2 - 4 Закона, с учетом положений ст. 15 Закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Закона в случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик продлевает срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок размещает на официальном сайте извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. Поданная в срок, указанный в извещении о продлении срока подачи котировочных заявок, котировочная заявка рассматривается в порядке, установленном для рассмотрения котировочных заявок, поданных в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае если после дня окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в извещении о продлении срока подачи котировочных заявок, не подана дополнительно ни одна котировочная заявка, а единственная поданная котировочная заявка соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит предложение о цене контракта, не превышающей максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, заказчик обязан заключить государственный или муниципальный контракт с участником размещения заказа, подавшим такую котировочную заявку, на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной указанным участником размещения заказа в котировочной заявке.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Таким образом, объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, который государственный заказчик обязан разместить у субъектов малого предпринимательства (10 - 20%), определяется исходя из объема бюджетных средств, предусмотренных данному государственному заказчику федеральным законом о федеральном бюджете (законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) на соответствующий год на оплату всех товаров, работ, услуг.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А. Т.КАТАМАДЗЕ
20.05.2008