Развитие законодательства о потребительских правах

(Шашкова Л. А.) ("Юрист", N 2, 2001) Текст документа

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ

Л. А. ШАШКОВА

Л. А. Шашкова, главный специалист государственно-правового отдела Законодательного собрания Ульяновской области, аспирант Института права и госслужбы УлГУ.

21 декабря 1999 года вступили в силу два Федеральных закона: "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" <*>. Большинство принятых изменений были направлены на устранение противоречий между нормами двух законодательных актов, которые имели место вследствие принятия части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) позже, чем был принят Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции 1996 года <**>). Так, понятие "потребитель" в Законе РФ "О защите прав потребителей" привели в соответствие с пунктом 1 статьи 492 ГК. Отныне им считается любой гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (а не направленных на извлечение прибыли, как было предусмотрено ранее). -------------------------------- <*> Российская газета. 1999. 21 декабря. <**> Федеральный закон от 09.01.96 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях // Российская газета. 1996. 16 января.

Рассмотрим в первую очередь изменения и дополнения, принятые в Закон РФ "О защите прав потребителей" (далее, если не оговорено особо, - Закон). В Законе расширено понятие "недостаток товара (работы, услуги)". Недостатком признается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию. Тем самым данный термин был приведен в соответствие со статьей 4 настоящего Закона, в которой речь идет о товаре (работе, услуге) надлежащего качества. Новая редакция понятия "существенный недостаток товара (работы, услуги)" в Законе приведена в соответствие с пунктом 2 статьи 475 ГК. В настоящее время под этим термином следует понимать неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Однако, когда речь идет об одном из признаков понятия "существенный недостаток", о том, что товар (работа, услуга) не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, законодатель забыл указать слова "или несоразмерных расходов". В рассматриваемом Законе снят запрет на продажу товаров с неопределенным сроком службы, если для них такой срок должен был быть установлен в обязательном порядке (пункт 5 статьи 5). Пункт 7 статьи 5 Закона изложен в новой редакции, согласно которой, если гарантийный срок на товар изготовителем не установлен, продавец вправе установить гарантийный срок любой продолжительности на его усмотрение. В прежней редакции, если продавец устанавливал гарантийный срок, не предусмотренный изготовителем, продолжительность срока должна была быть сверх сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона, то есть быть более шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества - более двух лет, если больший срок на это имущество не был установлен законом или договором. Ответственность продавца по гарантийным обязательствам (если он добровольно их на себя принимает) определяется законом, а не договором между ним и потребителем (как было ранее). В новой редакции Закона расширен необходимый перечень сведений о товарах (работах, услугах), который должен быть своевременно предоставлен потребителю для обеспечения его правильного выбора (пункт 2 статьи 10). Это прежде всего фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца). Ранее речь шла только о месте нахождения (юридическом адресе) изготовителя (исполнителя, продавца) как обязательной информации, которая должна предоставляться потребителю. Теперь также необходимо указывать на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Необходимость данной информации вполне обоснованна, потребитель вправе знать, кто будет оказывать ему услугу (выполнять работу), квалифицированный это специалист или нет, и, если он наслышан об этом человеке как о плохом специалисте, то вправе отказаться от услуги (работы) или выбрать другого специалиста, работающего в данной организации. В настоящее время к обязательным сведениям, которые должны предоставляться, относится указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Потребитель при покупке билета на концерт, который, как правило, стоит недешево, вправе знать, будет ли артист петь "живьем" или делать вид, что поет. Изменения, которые внесены в последнее предложение абзаца 1 пункта 3 статьи 10, приводят положения Закона в соответствие с Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" <*>. Речь идет о том, что информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляется не только "в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации" (как было ранее), а "в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями". Дело в том, что согласно Федеральному закону от 31.07.98 обязательное подтверждение соответствия может осуществляться не только сертификатом соответствия и знаком соответствия, но и посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, которая регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3832.

Ранее предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге) и изготовителе (исполнителе, продавце) влекло четыре вида последствий по, соответственно, четырем основаниям: когда приобретен товар (работа, услуга), не обладающий необходимыми потребителю свойствами; когда невозможно использовать его по назначению; когда возникают недостатки товара (работы) после передачи его потребителю; когда причинен вред потребителю. Ныне действующий вариант Закона (статья 12) заменил два первых основания на основание, когда потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге). В этом случае он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении такого договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги). Но в новом Законе сделано важное уточнение: потребитель возвращает при расторжении договора результат работы, услуги, если это возможно по их характеру. Ответственность, предусмотренная статьей 12 новой редакции Закона, возлагается на продавца или исполнителя. Изготовитель будет нести ответственность, только если в результате предоставления ненадлежащей информации будет причинен вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. В новой редакции Закона за нарушение прав потребителя убытки, причиненные ему, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), если иное не установлено Законом (пункт 2 статьи 13). В прежней редакции Закона такого ограничения не было. Новый Закон расширил основания, когда вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению независимо от времени его причинения (пункта 3 статьи 14). Это когда потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности товара (результата работы), либо товар (результат работы) по истечении срока службы или срока годности представляет опасность для жизни и здоровья потребителя. Важно для судебной практики и уточнение, внесенное законодателем в норму, предусматривающую компенсацию морального вреда (часть 1 статьи 15). Теперь она содержит указание на то, что такая компенсация не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Ранее действовавшая редакция такого уточнения не имела, в связи с чем судебная практика складывалась таким образом, что зачастую размер компенсации морального вреда определялся судом по аналогии с размером возмещения иного вреда и (или) убытков (по тому же основанию), то есть суд взыскивал компенсацию имущественного вреда, например, 400 руб., и ровно столько же - компенсацию морального вреда, хотя пунктом 2 статьи 1101 ГК предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Пункт 3 статьи 16 изложен в новой редакции, согласно которой продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя предоставлять не только дополнительные платные услуги (как было ранее), но и выполнять дополнительные работы за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Существенные изменения претерпела вторая глава Закона, регулирующая отношения по защите прав потребителей при продаже им товаров. Так, если потребителю продан товар ненадлежащего качества и он расторгает договор купли-продажи, то при расторжении потребитель возвращает товар лишь по требованию продавца и за его счет (абзац 6 пункта 1 статьи 18). Данная норма была приведена в соответствие с пунктом 3 статьи 503 ГК. В прежней редакции Закона потребитель был обязан возвратить товар при расторжении договора. Абзац 8 пункта 1 статьи 18 Закона также приведен в соответствие со статьей 503 ГК (пунктом 1 настоящей статьи), согласно которой требования потребителя о замене технически сложных и дорогостоящих товаров подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Ранее в Законе не было ограничения в отношении замены дорогостоящих товаров. Кстати, понятие дорогостоящих товаров нигде не раскрывается. В настоящее время в отличие от прежней редакции Закона потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи технически сложного товара независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству. Исключена норма, согласно которой требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) подлежало удовлетворению с согласия продавца, если товар был закуплен продавцом по договору комиссии (пункт 1 статьи 18). Заслуживает внимание то обстоятельство, что теперь отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не может являться основанием для отказа в удовлетворении его требований, предусмотренных статьей 18 Закона (пункт 5 настоящей статьи). При отсутствии чека или другого документа потребитель может доказать факт заключения договора с помощью свидетельских показаний (статья 493 ГК). Часть вторая пункта 5 статьи 18 исключена, согласно которой при покупке товара потребителем продавец был обязан выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки. В новой редакции Закона бремя доказывания момента возникновения недостатков в товаре и причины, в результате которых возникли эти недостатки, возлагается на ту или другую сторону потребительских правоотношений в зависимости от установления на товар гарантийного срока (пункт 6 статьи 18). Когда на товар установлен гарантийный срок - доказывает продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация, если не установлен - потребитель. В прежней редакции бремя доказывания возлагалось на продавца (изготовителя) или организацию, выполняющую функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. Пункт 1 статьи 19 изложен в новой редакции. В нем расписано, кому могут быть предъявлены требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Так, если гарантийный срок или срок годности на товар был установлен изготовителем, то потребитель вправе предъявить указанные требования в отношении недостатков товара изготовителю или продавцу. Если гарантийный срок был установлен продавцом на товар, на который изготовителем не был установлен такой срок, либо продавец установил гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем, в этом случае потребитель предъявляет требования продавцу. В статье несколько расширены сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, а именно, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (то есть привели в соответствие с пунктом 2 статьи 477 ГК). Раньше двухлетний срок обнаружения недостатков относился только к недвижимому имуществу. По-новому в Законе исчисляется гарантийный срок, а также срок службы товара - не со дня продажи товара, а со дня его передачи потребителю, если иное не предусмотрено договором (пункт 2 статьи 19). Иначе теперь исчисляется гарантийный срок на товар, который был передан потребителю с недостатками, в результате чего потребитель был лишен возможности использовать товар по назначению. В этом случае гарантийный срок не течет до устранения продавцом недостатков товара. Все указанные новшества в Законе появились благодаря приведению его в соответствие со статьей 471 ГК. По-другому теперь соотносятся гарантийный срок на комплектующее изделие и составную часть товара и гарантийный срок на основное изделие. Эти сроки считаются равными, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, Закон предоставляет потребителю право предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором (абзац 2 пункта 3 статьи 19). По новому Закону потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего законодательного акта, и после истечения гарантийного срока на товар при условии, что этот срок, предусмотренный договором, составлял менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, а также если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи ему или по причинам, возникшим до этого момента (пункт 5 статьи 19). Иначе изложил законодатель пункт 5 статьи 19 прежней редакции Закона (ныне пункт 6 статьи 19), в котором записано, что именно потребитель в случае обнаружения им существенных недостатков товара по истечении двух лет со дня передачи ему товара, но в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара, если срок службы не установлен, должен доказывать возникновение существенных недостатков до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. Приведение доказательств потребителем необходимо для того, чтобы изготовитель выполнил его требование о безвозмездном устранении недостатков товара. В прежней редакции пункта 5 ответственность перед потребителем за существенные недостатки товара нес изготовитель только при наличии его вины. В новой редакции изготовитель несет ответственность перед потребителем и при отсутствии его вины. Уточнением этого пункта является положение о том, что, если обнаруженный существенный недостаток товара является неустранимым, потребителю предоставляется право предъявить иные требования к изготовителю, предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона. В новом Законе уменьшены сроки, в течение которых продавцы (изготовители) обязаны выполнять требования потребителя об устранении недостатков товара, предоставлении аналогичного товара на время ремонта (статья 20). Теперь недостатки должны устраняться немедленно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме (раньше недостаток устранялся в течение двадцати дней со дня предъявления такого требования). Требование о предоставлении аналогичного товара на время ремонта по новому Закону должно быть выполнено в трехдневный срок, согласно прежней редакции - в семидневный срок. По-другому теперь производится перерасчет с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества (статья 24 Закона). Вопрос о проведении перерасчета ставится в зависимость от избранных потребителем в соответствии со статьей 18 Закона последствий. Если потребитель потребовал замены товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула), перерасчет производится исходя из стоимости товара, подлежащего замене, на момент замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара. То есть, если товар, предъявляемый взамен, на момент замены (на момент вынесения судом решения о замене товара) стоит дороже, потребитель должен доплатить разницу в цене или требовать возвращения разницы между ценами, если товар стоит дешевле. При предъявлении потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены. В случае расторжения договора потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Пункт 1 статьи 25 Закона приведен в соответствие с пунктом 1 статьи 502 ГК. Согласно этим статьям одним из условий для обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца является то, что указанный товар не подошел потребителю по форме, габариту, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Третья глава Закона, регулирующая отношения по защите прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, также значительно видоизменена. Статьей 27 Закона предоставляется право по соглашению сторон предусматривать в договоре и сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки), как это предусмотрено пунктом 1 статьи 708 ГК. Согласно новой редакции абзаца 1 пункта 1 статьи 28 Закона исполнитель будет нести ответственность также за нарушение промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги), если такие сроки предусмотрены договором. В новом Законе исключено право требовать уменьшения цены за работу (услугу), если исполнителем нарушены сроки ее выполнения (оказания), одновременно с назначением исполнителю нового срока выполнения этой работы (оказания услуги). Пункт 4 настоящей статьи устанавливает, что при расторжении договора за нарушение исполнителем сроков выполнения работы (оказания услуги) или за то, что во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, исполнитель не вправе требовать своих затрат и платы за уже сделанную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял ее. В пункте 1 статьи 29 нового Закона записано, что удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) при обнаружении им недостатков выполненной работы (оказанной услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). Вышеуказанные требования не могут, как ранее, сопровождаться требованием об уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги). Пунктом 3 статьи 29 установлены новые сроки для предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, когда недостатки выполненной работы (оказанной услуги) невозможно обнаружить при ее принятии. Недостатки должны быть обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. В новой редакции Закон (пункт 4 статьи 29) определяет, какая из сторон потребительских правоотношений доказывает момент возникновения недостатков в работе (услуге) и причину их возникновения. В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы. В случае, когда гарантийный срок не установлен на работу (услугу), исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), если потребитель докажет, что недостатки работы (услуги) возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. Пунктом 5 статьи 29 предусмотрено право потребителя предъявлять требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, и в случаях, когда гарантийный срок работы (услуги) составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), если потребитель докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Законодатель так же, как и в пункте 6 статьи 19 новой редакции Закона, предусмотрел в пункте 6 статьи 29 норму, согласно которой именно потребитель в случае выявления им существенных недостатков работы (услуги) по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен, должен доказывать возникновение существенных недостатков до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Приведение доказательств потребителем необходимо для того, чтобы исполнитель выполнил его требование о безвозмездном устранении недостатков работы (услуги). В прежней редакции Закона ответственность перед потребителем за существенные недостатки работы (услуги) нес исполнитель только при наличии его вины. В новой редакции исполнитель несет ответственность перед потребителем и при отсутствии его вины. Уточнением этого пункта является положение о том, что, если обнаруженный существенный недостаток работы (услуги) является неустранимым, потребителю предоставляется право по своему выбору требовать либо соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу), либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, либо расторжения такого договора и возмещения убытков. В соответствии с измененной редакцией статьи 30 Закона недостатки работы (услуги) должны быть устранены в разумный срок, назначенный потребителем. Таким образом, в настоящее время потребитель сам назначает срок устранения недостатков, и ни законом, ни правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) такой срок не устанавливается. Новая редакция статьи 32 Закона одним из последствий расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) по инициативе потребителя в случае надлежащего выполнения исполнителем своих обязанностей называет возмещение исполнителю расходов, произведенных им до получения извещения о расторжении договора и в целях исполнения указанного договора, если они не входят в часть цены работы (услуги). Согласно прежней редакции Закона потребитель возмещал не расходы, а убытки в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещения о расторжении указанного договора работу (оказанную услугу), и ценой всей выполняемой работы (оказываемой услуги). К сожалению, изменив редакцию статьи 32 Закона, законодатель забыл привести в соответствие с ней редакцию статьи 717 ГК, которая во многом повторяет прежнюю редакцию статьи 32 Закона. По-новому в Законе регулируются вопросы увеличения и уменьшения твердой и приблизительной сметы (статья 33). В отношении твердой сметы исполнитель не вправе требовать ее увеличения, а потребитель - уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов. Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы лишь при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. Если потребитель в указанном случае отказывается выполнить это требование, исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке. По вопросу о приблизительной смете, если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и требовать уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу). Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя при этом право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы. Тем самым законодатель статью 33 Закона привел в соответствие с пунктами 5 и 6 статьи 709 ГК. Уточнена формулировка пункта 1 статьи 34 Закона, согласно которой исполнитель обязан выполнить работу из своего материала и своими средствами, если иное не предусмотрено договором (соответствует статье 704 ГК). В этом же пункте законодатель предусмотрел, что за предоставление материала ненадлежащего качества исполнитель отвечает по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (смотри также пункт 5 статьи 723 ГК). Исходя из внесенных изменений в пункты 2 и 3 настоящей статьи порядок оплаты материала, предоставленного исполнителем, а также основания предоставления исполнителем материала в кредит определяются теперь только договором о выполнении работы (об этом также в статье 733 ГК). В соответствии с изменениями, принятыми в пункт 3 статьи 35 Закона, исполнитель теперь также освобождается от ответственности и за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если особые свойства материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение), не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи). Исключено положение, которое имело место в прежней редакции Закона, а именно незнание исполнителем особых свойств материала (вещи) не освобождает его от ответственности. Законодатель несколько расширил диспозицию части 1 статьи 36 Закона, согласно которой исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок (привел в соответствие с пунктом 1 статьи 716 ГК). Несколько иначе в новом Законе (часть 2 статьи 37) регулируется порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу). Этот порядок определяется договором. Потребитель, согласно статье, обязан оплатить работу (услугу) после ее принятия. Однако с согласия потребителя работа (услуга) может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. Таким образом, момент оплаты работы (услуги) может быть предусмотрен договором, но не законом или иными правовыми актами Российской Федерации, как было в прежней редакции. Заключительная глава Закона, регламентирующая государственную и общественную защиту прав потребителей (глава 4), также претерпела изменения. При анализе этих изменений прослеживается тенденция расширения компетенции уполномоченных на то органов и организаций в области защиты прав потребителей, так как в практике назрела необходимость законодательного закрепления этих полномочий. Так, федеральному антимонопольному органу предоставлено право утверждать положение о порядке рассмотрения федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (пункт 5 статьи 40). Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) наделены правом составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти (абзац 4 пункта 2 статьи 45). Изменен размер штрафа в сторону уменьшения за нарушение правил обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также за предоставление испытательными лабораториями (центрами) недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при обязательном подтверждении их соответствия. Теперь он будет взиматься в размере двукратной стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по подтверждению соответствия (абзац 5 пункта 2 статьи 43). В прежней редакции этот штраф взимался в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг). Исключен безакцептный порядок взыскания штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения законных предписаний федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), других уполномоченных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) и указанных в пункте 2 статьи 43 Закона, а также за причинение ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявляемым к безопасности товаров (работ, услуг). Эти штрафы будут уплачиваться в тридцатидневный срок со дня вынесения решения об их взыскании. При уклонении от уплаты штрафа в установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере органы, уполномоченные налагать штрафы, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа, а также пени в размере одного процента суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки (пункт 3 статьи 43). Однако законодатель в новой редакции Закона забыл урегулировать порядок взыскания штрафов с иных лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортных, без документов о проведении обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг), а также за нарушение правил обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) органами по сертификации или предоставление испытательными лабораториями (центрами) недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при обязательном подтверждении их соответствия. На основании вышеизложенного можно отметить, что, помимо положительных моментов и новшеств, в Законе есть и нормы, которые являются не совсем удачными, не совсем продуманными. Остаются многие вопросы, которые необходимо урегулировать в настоящем Законе. Например, в понятийной базе законодательства о защите прав потребителей отсутствуют понятия "работа" и "услуга", что является упущением законодателя. Поскольку от того, что подразумевается под этими понятиями, зависит, применять к конкретно возникшей ситуации данный Закон или нет. Декларативной является норма Закона, провозглашающая обязанность изготовителя обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара (статья 6), так как не содержит положений об ответственности, наступающей за невыполнение названных обязанностей. Пункт 3 статьи 17 Закона предусматривает предъявление исков в том числе в интересах группы потребителей, а механизм рассмотрения таких исков не урегулирован. Таким образом, работа над Законом РФ "О защите прав потребителей" должна быть продолжена. Небольшие изменения и дополнения были внесены в положения ГК, регулирующие вопросы защиты прав потребителей. Остановлюсь на более значимых. В пункт 3 статьи 708 ГК внесено дополнение, согласно которому ответственность теперь наступает не только при нарушении конечного срока выполнения работы, а также при нарушении иных установленных договором подряда сроков (т. е. промежуточных сроков). В новой редакции пункта 2 статьи 732 ГК законодатель предусмотрел норму, согласно которой, если заказчику не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте заключения договора бытового подряда информацию о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, о цене и форме оплаты, а также получить по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения, заказчик вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора. Новшеством в этом пункте является также положение о том, что подрядчик, не предоставивший заказчику вышеуказанную информацию, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации. В новой редакции пунктов 1 и 2 статьи 737 ГК четко оговорены сроки обнаружения недостатков в выполненной работе. Так, в пункте 1 указанной статьи записано, что, если гарантийный срок не установлен, недостатки должны быть обнаружены в разумный срок, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы. Пунктом 2 настоящей статьи заказчику предоставлено право в случае обнаружения существенных недостатков результата работы и, если докажет, что они возникли до принятия им работы или по причинам, возникшим до этого момента, требовать безвозмездного устранения таких недостатков. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен. В случае невыполнения подрядчиком требования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заказчику предоставлено наряду с другими правами, оговоренными в пункте 3 этой статьи, право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. В статье 1097 ГК, где речь идет о сроках возмещения вреда, причиненного в результате недостатков товара, работы или услуги, слова "срока годности" везде дополнены словами "или срока службы". Пункт 2 указанной статьи дополнен основанием, вследствие которого вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения, а именно, когда потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге). Однако не все противоречия между нормами ГК и нормами Закона РФ "О защите прав потребителей" были устранены. Например, пунктом 1 статьи 502 ГК покупателю предоставлено право в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на аналогичный товар. Абзац 2 пункта 1 статьи 25 Закона РФ "О защите прав потребителей" несколько иначе регулирует вопрос срока обмена товара, а именно потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Выше было указано также на противоречие статьи 717 ГК новой редакции статьи 32 Закона РФ "О защите прав потребителей". Поэтому, подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что работа над совершенствованием положений ГК, регулирующих защиту прав потребителей, и Закона РФ "О защите прав потребителей" будет продолжена.

Название документа