Сделки в процедурах банкротства: анализ Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года

(Дихтяр А. И.)

("Юрист", N 2, 2001)

Текст документа

СДЕЛКИ В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА: АНАЛИЗ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

(БАНКРОТСТВЕ)" ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА

А. И. ДИХТЯР

А. И. Дихтяр, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой "Гражданское право и процесс" Орловского государственного технического университета.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года введен на территории Российской Федерации с 1 марта 1998 года. Новый Закон значительно отличается от действовавшего ранее Закона "О несостоятельности (банкротстве)" и ввел ряд положений, являющихся новыми для отраслей материального и процессуального права.

Прежде всего необходимо подчеркнуть кардинальное изменение определения критериев несостоятельности (банкротства) должников - юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Закон посвящает специальные разделы банкротству граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств и иных структур: градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (главы 8, 9). Таким образом, Закон реализует дифференцированный подход к субъектам, которые могут стать банкротами, расширив их перечень. Вводит неизвестные прежнему законодательству новые процедуры банкротства.

Указанный Закон устанавливает основания для признания должника банкротом и объявления должником о своей несостоятельности, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, проведение внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Кроме перечисленных вопросов, Закон уделяет большое внимание сделкам в процедурах банкротства. В нем определены особенности совершения отдельных видов сделок в зависимости от процедуры банкротства: порядок принятия решений о заключении, изменении и прекращении сделок, форма и содержание сделок, их субъекты и требования к ним. Также определены основания недействительности сделок и порядок признания их таковыми.

Закон подробно освещает эти положения потому, что именно сделки выступают в качестве оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей. К тому же значение сделок в процедурах банкротства усиливается важностью данного института для российской экономики и перспектив ее развития, реструктуризации долгов и восстановления платежеспособности участников гражданского оборота.

Выполнение всех условий, закрепленных в Законе, соблюдение требований, касающихся совершения сделок и их действительности, позволит более результативно проводить в жизнь процедуры, предусмотренные в федеральном законе, а следовательно, более грамотно строить экономические отношения в сфере несостоятельности.

При рассмотрении вопроса о сделках необходимо учитывать, что согласно статье 23 Закона все процедуры банкротства разделены на две группы: процедуры, которые применяются при рассмотрении дел о банкротстве должника - юридического лица (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение); вторая группа процедур - конкурсное производство и мировое соглашение (применяются по делам о банкротстве должника-гражданина). Закон достаточно подробно регулирует проведение данных процедур, определяет сроки их проведения, цели; функции арбитражных управляющих, их права и обязанности на каждой из процедур, а также особенности этих прав и обязанностей, их возможные ограничения тоже устанавливаются Законом.

Признаки банкротства

Федеральный закон устанавливает количественные и качественные "нормативы" банкротства, предъявляемые к юридическим и физическим лицам для признания их несостоятельными, чего не было в прежнем Законе 1992 года.

В настоящее время попасть в несостоятельные очень легко: достаточно просрочить не меньше трех месяцев платеж любому юридическому лицу (независимо от организационно-правовой формы, кроме казенного предприятия) в размере не менее пятисот минимальных зарплат, а гражданину - не менее ста минимальных зарплат, при условии, что долг превышает стоимость собственного имущества. При наличии указанных критериев арбитражный суд вправе принять к рассмотрению дело о банкротстве (статьи 1, 5, 29). Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов исключительно по денежным обязательствам (возврат долга за товары, работы, услуги, займов с учетом процентов) и уплате обязательных платежей (в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды).

Возбуждение производства

При банкротстве отсутствуют споры о праве, соответственно нет и искового заявления, истцов и ответчиков, есть заявления и лица, участвующие в деле (ст. 30, 33). Как и по ранее действовавшему Закону, производство может быть возбуждено непосредственно арбитражным судом по заявлению должника, его кредиторов (российских, иностранных, физических, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований) по гражданско-правовым (но не трудовым) обязательствам, а также по заявлению прокурора, налогового и других уполномоченных органов (статьи 32, 11, 6).

Соотношение Закона "О несостоятельности (банкротстве)"

с другими правовыми актами

Правовую основу несостоятельности составляет сложная, разветвленная система нормативных актов различных уровней. Основанием системы правового регулирования несостоятельности (банкротства), в том числе касающегося сделок в процедурах банкротства, являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Центральное место в ней занимает ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года, содержащий специальные нормы, направленные на регулирование общественных отношений, предусмотренных статьей 1 Закона.

Федеральный закон регулирует достаточно широкий круг отношений, возникающих в сфере несостоятельности, включая отношения, связанные с заключением, изменением и прекращением сделок, признанием их недействительными. Анализ правовых норм, содержащихся в Законе, позволяет отметить, что они носят преимущественно императивный характер. Наряду с этим относительно сделок имеется достаточное количество диспозитивных правил (глава 7, статьи 20, 22, 26 и другие).

В Федеральном законе имеются отсылки к различным источникам: ГК и гражданскому законодательству; АПК РФ и ГПК РСФСР; земельному законодательству; федеральным законам; федеральным законам и иным правовым актам; федеральным законам и существу правоотношений; законодательству Российской Федерации; правовым актам Российской Федерации; актам Федеральной службы по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению. В связи с этим важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о соотношении норм о сделках Закона с кодифицированными актами и иными источниками. Вопрос о приоритете специальных норм о сделках и пределах приоритета требует специального рассмотрения.

Особенности совершения сделок в процедурах банкротства

Наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, которая назначается судом до трех, а иногда до пяти месяцев (статьи 47, 56). Данная процедура является новой для российского законодательства.

Главной целью наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела и проведение анализа финансового состояния должника. Выполнение этих задач возлагается арбитражным судом на временного управляющего.

Наблюдение вводится по отношению ко всем категориям должников, за исключением кредитных организаций (§ 4 главы 8), ликвидируемого должника (§ 1 главы 10), отсутствующего должника (§ 2 главы 10), в случае добровольного объявления о банкротстве должника (глава 11).

Введение наблюдения и назначение временного управляющего не влечет за собой в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Закона отстранения руководителя и иных органов управления должника. Они продолжают осуществлять свои полномочия, так как в период наблюдения должник еще не признан банкротом и осуществляет свою деятельность. Однако для предотвращения злоупотреблений, ухудшающих положение кредиторов и финансовое состояние должника, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника ограничиваются путем введения контроля временного управляющего.

Контроль, в частности, осуществляется в отношении сделок, совершаемых должником, которые перечислены в пункте 2 статьи 58 Закона. Он обеспечивается путем получения согласия временного управляющего на совершение сделок, связанных с:

- передачей недвижимого имущества в залог, аренду, внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

- распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника;

- получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, Закон вводит ограничения и для временного управляющего, перечисляя виды сделок, которые не может совершать должник даже с его согласия (пункт 3 статьи 58). К таким сделкам относятся: выплата дивидендов; размещение должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; принятие решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; создание филиалов и представительств; выход из состава участников должника - юридического лица; приобретение у акционеров ранее выпущенных акций. По смыслу этой статьи данный перечень является исчерпывающим. Казалось бы, все остальные сделки, за исключением указанных в пункте 2 статьи 58 Закона, руководитель или органы управления должника могут совершать свободно и по своему усмотрению.

Однако, как видно из положений пункта 2 статьи 58, перечень сделок с недвижимым имуществом, которые должны совершаться исключительно с согласия временного управляющего, исчерпывающим не является. Перечень остальных сделок также нельзя считать исчерпывающим, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона временный управляющий вправе обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 58 Закона.

Такие жесткие требования к совершению сделок при проведении процедуры наблюдения объясняются целью данной процедуры - обеспечением мер, направленных на сохранение имущества должника.

Следовательно, в период наблюдения временный управляющий может запретить дополнительное обременение имущества либо передачу имущества другим организациям, если это не диктуется экономической целесообразностью, направленной на восстановление платежеспособности должника.

Временный управляющий должен решать вопрос о целесообразности крупных сделок и иных сделок, а также о последствиях этих сделок для имущества должника, учитывая, что последствием заключения таких сделок может стать невозможность восстановления платежеспособности должника.

Анализ правовых норм о сделках позволяет сделать вывод, что совершение сделок, их изменение и прекращение на стадии наблюдения осуществляется с соблюдением положений ГК РФ о сделках (договорах) и специальных норм, содержащихся в законодательстве о банкротстве, под контролем арбитражного управляющего и арбитражного суда.

Внешнее управление

Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. С момента введения арбитражным судом внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

В соответствии со статьей 69 Закона прекращаются полномочия органов управления должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия. Полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему. Существуют и иные последствия введения внешнего управления, которые отражены в статье 69 Закона.

В связи с перечисленными обстоятельствами внешний управляющий наделяется достаточно широкими полномочиями, причем качественно иными, юридически более значимыми, в сопоставлении с временным управляющим. Это обусловлено прежде всего тем, что при внешнем управлении принципиально иначе решается участь управленческих структур хозяйствующего субъекта - должника по сравнению с процедурой наблюдения.

Среди всех полномочий внешнего управляющего самое ответственное - право распоряжения имуществом должника. В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Закона внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. В силу этого собственник имущества должника или органы управления должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника. Отсюда вытекает свобода совершения внешним управляющим сделок с имуществом должника.

Однако Закон устанавливает определенные гарантии того, что имущество не окажется промотанным, проданным, переданным по различным иным гражданско-правовым договорам таким же неплатежеспособным хозяйствующим субъектам, как и должник, в отношении имущества которого осуществляется внешнее управление. Подобные последствия неразумного использования внешним управляющим своего права на распоряжение имуществом должника могут коснуться широкого круга граждан, существенно задеть общественные интересы. Указанные гарантии выражаются в необходимости получения согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов на совершение определенных сделок.

Так, пункт 2 статьи 76 определяет, что крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или планом внешнего управления. Следует отметить, что данная норма, во-первых, носит диспозитивный характер, а во-вторых, подчеркивает важность точного соблюдения плана внешнего управления.

Эти особенности обусловлены тем, что внешнее управление имуществом должника арбитражный управляющий осуществляет на основе плана. План внешнего управления - главный внутренний документ, который предопределяет согласованные между всеми лицами ходы и прогнозирует результат внешнего управления. Суть плана - предусмотреть совершенно конкретные меры и срок их осуществления. Такими мерами могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом; продажа предприятия (бизнеса) должника; иные способы восстановления платежеспособности должника (статья 85).

Ссылки на содержание плана внешнего управления имеются не только в статье 76 Закона, но и в статье 86 (продажа предприятия (бизнеса) должника), в статье 87 (продажа части имущества должника), в статье 88 (уступка прав требований должника). Таким образом, Федеральный закон предусматривает возможность определения видов и особенностей совершения некоторых сделок именно планом внешнего управления.

В частности, в целях удовлетворения требований кредиторов план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия (бизнеса) должника. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (статьи 86, 87).

Статья 88 Закона предусматривает правило, согласно которому уступка прав требования должника может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.

Таким образом, план внешнего управления является юридическим фактом, с которым Закон связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В тех случаях, когда арбитражным управляющим совершены сделки, которые не предусмотрены планом внешнего управления и не получили последующего одобрения собрания или комитета кредиторов, они могут быть признаны арбитражным судом недействительными.

С точки зрения теории и практики представляет интерес вопрос о юридической природе плана внешнего управления. Анализ положений Закона, а также планов внешнего управления предприятиями-должниками в ряде субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод, что они являются бизнес-планами и локальными нормативными актами.

Свобода самостоятельного распоряжения имуществом должника со стороны внешнего управляющего ограничивается собранием кредиторов или комитетом кредиторов в отношении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Федеральный закон дает определение понятий "крупная сделка" и "сделка, в отношении которой имеется заинтересованность" (статья 76).

Так, под крупными понимаются сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом должника, балансовая стоимость которого превышает 20% балансовой стоимости активов должника на момент заключения сделки.

Сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, признаются сделки, стороной которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора. Заинтересованные лица определяются в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона.

Присутствуют и иные ограничения деятельности внешнего управляющего по совершению сделок. В том случае, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешними управляющими только с согласия собрания кредиторов или комитетов кредиторов (статья 79 Закона).

На практике имеют место случаи, когда внешний управляющий совершает сделки с нарушением норм ГК и ФЗ о банкротстве. Так, при завершении процедуры внешнего управления обществом с ограниченной ответственностью внешний управляющий заключил договор купли-продажи на отчуждение недвижимого имущества физическому лицу. Сделка не исполнена сторонами. Договор купли-продажи заключен в период, когда конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом, не принял имущество должника, дела и печать от внешнего управляющего. Перед конкурсным управляющим встал вопрос о выборе способов защиты имущества и интересов должника и кредиторов: отказ от исполнения договора или признание договора недействительным. В подобной ситуации оба способа могли быть использованы, но арбитражный управляющий воспользовался наименее "затратным" - заявил требование о признании договора купли-продажи недействительным.

Таким образом, свобода совершения сделок арбитражным управляющим на стадии внешнего управления зависит от плана внешнего управления или согласия собрания кредиторов либо комитета кредиторов на совершение сделки либо последующего одобрения совершенной сделки. Полномочия внешнего управляющего прекращаются с момента передачи дел конкурсному управляющему (статьи 96, 101).

Конкурсное производство

Конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному арбитражным судом банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства. В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Она имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства (конкурсную массу) между кредиторами в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников от неправомерных действий в отношении друг друга.

В соответствии пунктом 1 статьи 98 Федерального закона с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается исключительно в порядке, установленном главой 6 Закона. При этом должны соблюдаться все требования Закона к проведению оценки имущества должника (статья 102), определению конкурсной массы (статья 103), очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 106), порядку продажи имущества должника, уступке прав требований должника (статья 113).

При осуществлении оценки имущества должника конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

После проведения оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника, например, разрешена продажа конкретным покупателям (статья 112). Порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Также одним из прав конкурсного управляющего является право выставить на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) прав требования должника не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Таким образом, полномочия конкурсного управляющего, связанные с распоряжением имуществом, серьезно ограничены необходимостью одобрения действий управляющего собранием или комитетом кредиторов либо необходимостью соблюдения правил и порядка осуществления тех или иных действий, установленных собранием или комитетом кредиторов. Нормы главы 6 Закона нацелены на максимальную защиту и охрану прав и интересов кредиторов, и именно поэтому собранию или комитету кредиторов предоставляются такие широкие полномочия, влияющие на порядок продажи.

Следовательно, такие жесткие требования совершения сделок при проведении процедуры конкурсного производства напрямую связаны с целью данной процедуры, поскольку удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет имущества должника.

Следует остановиться еще на одной особенности. Федеральный закон предоставляет арбитражным управляющим право совершать односторонние сделки, такие как отказ от исполнения договоров (пункт 1 статьи 74, пункт 3 статьи 101), заявление возражения по предъявленным должнику требованиям кредиторов (пункт 3 статьи 101). Подобные действия можно считать односторонними сделками в соответствии со статьей 153 ГК, согласно которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, отказ от исполнения договора также можно считать сделкой.

Арбитражный управляющий (внешний и конкурсный) вправе отказаться от исполнения договора в трехмесячный срок с момента введения соответственно внешнего или конкурсного управления. Данный срок следует считать пересекательным. Если арбитражный управляющий не воспользуется своим правом в трехмесячный срок, то он теряет данное право. Следует отметить, что отказ от исполнения договоров должника может быть заявлен только в отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств (пункт 2 статьи 77):

- исполнение договоров повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключенными при сравнимых обстоятельствах;

- договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе;

- имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника.

Приведенный перечень обстоятельств, которые служат основаниями отказа от исполнения договора, не является исчерпывающим. Следовательно, арбитражный управляющий имеет право сам решить, какое обстоятельство, связанное с исполнением договора, будет препятствовать восстановлению платежеспособности должника, и в результате отказаться от исполнения такого договора.

Однако отказ от исполнения договора может повлечь определенные правовые последствия для должника. Контрагент должника вправе потребовать от него возмещения реального ущерба (упущенная выгода не возмещается). При этом на требования о возмещении реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договоров должника, распространяется мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Договор должника, заключенный в период наблюдения с согласия арбитражного управляющего, не может быть расторгнут в одностороннем порядке вследствие отказа от его исполнения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 77 Закона. Такие договоры расторгаются в общем порядке, установленном статьей 450 ГК РФ.

Необходимо проводить четкое различие между правом предъявить требование о расторжении договора (полном или частичном) и правом на односторонний отказ (полностью или частично) от его исполнения. Односторонний отказ от исполнения договора производится без обращения в суд, и, соответственно, в силу самого факта его осуществления договор считается расторгнутым, а при частичном отказе измененным. Это исключает возможность оспаривания в суде обоснованности одностороннего отказа на основании общих предписаний Гражданского кодекса. Эти ограничения компенсируются предоставлением контрагенту должника возможности взыскания с него реального ущерба.

Гражданский кодекс и ФЗ о банкротстве не содержат норму, определяющую момент, когда отказ от исполнения договора вступает в силу. По нашему мнению, отказ вступает в силу с момента получения об этом уведомления кредитором, если в самом отказе не предусмотрен иной срок.

Конкурсный управляющий выполняет свои обязанности до момента завершения конкурсного производства (статья 119), что подтверждается определением суда, которое служит основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о принудительной ликвидации должника. С момента внесения в реестр записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, в том числе и в отношении сделок.

Мировое соглашение

Мировое соглашение - весьма перспективная и желательная для современной российской экономики процедура, позволяющая достигать в условиях наименьшей конфликтности компромисса между лицами, участвующими в деле о банкротстве. Она максимально соответствует и интересам развития рыночных отношений в целом, придавая им должную стабильность.

При заключении мирового соглашения в деле о банкротстве не подлежат применению части 1 и 2 статьи 37, статьи 38 и 39, часть 3 статьи 41, статья 42, частично - пункты 2, 3 и 4 части 1 статьи 107 АПК РФ. Если в исковом производстве мировое соглашение вправе заключить стороны, то есть истец и ответчик, то в ФЗ о банкротстве установлен иной порядок его заключения.

В Законе мировому соглашению посвящена глава VII, в которой подробно регламентируется, кто вправе его заключить, порядок заключения, утверждение арбитражным судом и другие вопросы.

Мировое соглашение при процедуре банкротства - это добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок.

Мировое соглашение допускается в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела путем волеизъявления участвующих в деле лиц, чем достигается определенность в имущественных отношениях должника с кредиторами на взаимоприемлемых условиях. Мировое соглашение означает добровольное соглашение о частичном отказе от требований одних лиц и одновременно признание оставшихся требований другими обязанными лицами. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою предпринимательскую деятельность и использовать имеющиеся у него средства и получаемую прибыль для выплаты долгов.

Своеобразие данной процедуры банкротства проявляется в ее двойственной юридической природе. С одной стороны - это процедура банкротства, с другой - мировое соглашение имеет много признаков, характеризующих его как сделку. Так, мировое соглашение может быть признано арбитражным судом недействительным по общим основаниям признания сделок недействительными, которые определены в главе 9 ГК РФ, или по условиям оснований, установленным в Федеральном законе о банкротстве. Закон определяет требования к форме, субъектам, содержанию данной сделки, устанавливает особенности принятия решения о ее заключении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Закона решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (обеспеченные кредиторы).

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником или руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается только конкурсными кредиторами, то есть кредиторами третьей и пятой очереди, и должником. Оно подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве. В этом проявляется еще одна особенность мирового соглашения как сделки.

Закон предъявляет определенные требования к форме и содержанию мирового соглашения. Оно заключается в письменной форме. Со стороны должника мировое соглашение подписывается гражданином-должником или руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. От имени кредиторов мировое соглашение подписывается лицом, уполномоченным собранием кредиторов.

В мировом соглашении предусматриваются две группы условий: обязательные и условия, которые могут включаться по соглашению сторон (статья 122). К обязательным условиям отнесены положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ.

Кроме обязательных условий мировое соглашение может содержать условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении долга третьими лицами; о скидке долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам РФ.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом происходит после проверки судом правомерности его заключения и законности его содержания. Однако арбитражный суд может в случаях, предусмотренных статьей 125 Закона, отказать в утверждении мирового соглашения в следующих случаях: неисполнение обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; нарушение порядка заключения мирового соглашения, установленного настоящим ФЗ; несоблюдение формы мирового соглашения; нарушение прав третьих лиц; противоречие условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам.

При этом в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди арбитражный суд должен отказать в утверждении мирового соглашения, а во всех иных перечисленных случаях - вправе отказать. В последнем случае Закон предоставляет возможности для судейского усмотрения. В случае отказа в утверждении мирового соглашения арбитражным судом оно считается незаключенным и не порождает правовых последствий. Это не мешает сторонам заключить новое соглашение.

Мировое соглашение отличается от обычной гражданско-правовой сделки. Это отличие состоит в том, что его действие распространяется не только на тех кредиторов, которые пожелали заключить соглашение, но и на тех, кто остался в меньшинстве. Однако Закон закрепляет определенные гарантии прав этого меньшинства. Так, пункт 3 статьи 122 устанавливает, что условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании по вопросу о заключении соглашения, а также голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для кредиторов той же очереди, голосовавших за его заключение.

Мировое соглашение может быть признано недействительным. Поскольку оно является оспоримой сделкой (статья 127), для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании мирового соглашения недействительным применяется сокращенный срок исковой давности, предусмотренный пунктом 2 статьи 181 ГК.

Признание мирового соглашения недействительным влечет наступление последствий, предусмотренных статьей 128 Закона, которая устанавливает особенности, характерные для дел о банкротстве. Независимо от правил этой статьи при признании арбитражным судом сделки недействительной во всем, что не урегулировано этой статьей, применяются нормы, предусмотренные параграфом 2 главы 9 ГК РФ.

Закон предусматривает особенности расторжения мирового соглашения, заключенного в деле о банкротстве (статья 129). Он исключил возможность расторжения мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению сторон. Такое соглашение может быть расторгнуто только по решению арбитражного суда.

Мировое соглашение может быть расторгнуто в целом, в отношении нескольких кредиторов или только в отношении отдельного кредитора. В двух последних случаях мировое соглашение сохраняет силу в отношении остальных конкурсных кредиторов.

В Законе установлены основания, по которым арбитражный суд вправе расторгнуть мировое соглашение, а именно в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований конкурсных кредиторов, которые вправе заключить мировое соглашение, то есть кредиторов третьей и пятой очереди.

О последствиях расторжения мирового соглашения Закон отсылает к нормам статьи 128, в соответствии с которой возобновляется производство по делу о банкротстве тех кредиторов, в отношении которых расторгнуто мировое соглашение. Только они являются лицами, участвующими в деле после возобновления производства по делу, если мировое соглашение не расторгнуто в целом.

В случаях, когда должник не исполняет свои обязательства по мировому соглашению, кредиторы вправе в соответствии со статьей 130 Закона предъявить свои требования к должнику в объеме, предусмотренном мировым соглашением, обратившись с иском в суд. В этом случае дело будет рассматриваться по общим правилам, установленным процессуальным законодательством.

Название документа