Налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости имущества, определенной органами технической инвентаризации. Указанная стоимость многократно превышает рыночную стоимость того же имущества. Верно ли исчислен налог? Может ли быть инвентаризационная стоимость имущества больше его рыночной стоимости?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 мая 2008 г. N 03-05-06-01/12

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщается следующее.

Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).

Согласно п. 1 ст. 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах. При этом представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

В силу п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Согласно Порядку оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденному Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 N 87 (далее - Порядок), оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации (п. 1.4 Порядка).

В силу п. 3.2 Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. При этом определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 г. по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и Письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Конституционность положений Закона в части применения инвентаризационной стоимости имущества для целей налогообложения, а также законность положений Порядка подтверждены соответственно решениями Конституционного Суда Российской Федерации (в частности, Определением от 21.12.2004 N 473-О) и судебными постановлениями судов общей юрисдикции (в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2006 N 60-Г05-14).

Как следует из письма, инвентаризационная стоимость принадлежащего имущества, определенная органами технической инвентаризации, превышает рыночную стоимость этого имущества.

В связи с этим сообщаем, что поскольку согласно Положению о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, вопросы, касающиеся технической инвентаризации объектов капитального строительства, находятся в компетенции Роснедвижимости, по затронутым в обращении вопросам следует обращаться в территориальные органы Роснедвижимости.

Кроме того, проверка правильности и объективности расчета стоимости имущества на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела возложена на арбитражные суды Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 473-О).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

12.05.2008