Работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, уходит во второй отпуск по беременности и родам. За первый отпуск по беременности и родам работнице начислили 14 000 руб., за второй - 3500 руб. Правомерно ли рассчитано пособие по беременности и родам во второй раз?

Ответ: Порядок обеспечения пособиями по беременности и родам и расчета этого пособия установлен Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" (далее - Положение N 375), устанавливающим особенности порядка исчисления этих пособий.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка женщины, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Однако в данном случае женщина последние 12 месяцев, предшествующие второму отпуску по беременности и родам, находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком и не имела заработка.

В такой ситуации средний заработок определяется исходя из тарифной ставки или должностного оклада работницы (п. 11 Положения N 375).

Пример. Право на второй отпуск по беременности и родам возникло у работницы в марте 2008 г. В этом случае средний заработок определяется исходя из тарифной ставки или должностного оклада, установленного работнице в марте 2007 г.

Предположим, что должностной оклад работницы - 5000 руб.

Средний дневной заработок составит 161,26 руб. (5000 руб. : 31 день).

Размер пособия по беременности и родам составит 22 580,6 руб. (1161,26 руб. x 140 дн.).

Если работнице не установлены тарифная ставка или должностной оклад, средний заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

С 1 сентября 2007 г. минимальный размер оплаты труда составляет 2300 руб.

Пример. Работнице предоставляется второй отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней. Пособие рассчитывается исходя из МРОТ.

Период отпуска - с 6 марта 2008 г. по 2 августа 2008 г.

Размер дневного пособия в марте, мае, июле, августе составит 74,19 руб. (2300 руб. / 31 календ. день).

В апреле, июне - 76,67 руб. (2300 руб. / 30 календ. дн.).

Размер пособия за март составит 1226,94 руб. (74,19 руб. x 26 дн.), пособие за апрель, май, июнь, июль составит по 2300 руб. Пособие за август - 148,38 руб. (74,19 руб. x 2 дня).

Итого размер пособия за весь отпуск по беременности и родам составит 10 575,32 руб.

Получается, что даже если рассчитать размер пособия исходя из минимального размера оплаты труда, оно будет больше, чем указанное в тексте вопроса.

Однако необходимо обратить внимание на следующее.

Статьей 133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Заработная плата работника включает в себя как вознаграждение за труд, так и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

До 1 сентября 2007 г. ст. 133 ТК РФ содержала положение, в соответствии с которым размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, до 1 сентября 2007 г. пособие по беременности и родам не могло рассчитываться из суммы меньшей, чем установленный в это время МРОТ.

Однако с 1 сентября 2007 г. одновременно с повышением МРОТ данное положение было исключено из ст. 133 ТК РФ.

Таким образом, в настоящее время должностной оклад теоретически может быть и менее МРОТ.

Напомним, что оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).

И поскольку в случае отсутствия дохода средний заработок рассчитывается исходя из должностного оклада, размер пособия по беременности и родам может быть менее той суммы, которая бы получилась, если бы пособие рассчитывалось исходя из величины МРОТ.

Поэтому в данной ситуации для того, чтобы точно рассчитать сумму пособия, необходимо знать размер должностного оклада работницы.

Обратите внимание на то, что согласно ст. 5 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" после 1 сентября 2007 г. не допускается снижение тарифных окладов, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат.

То есть если работник был принят на работу до 1 сентября 2007 г., размер его должностного оклада в настоящее время не может быть менее 1100 руб. в месяц (МРОТ, действовавший до 1 сентября 2007 г.).

Но даже если рассчитать пособие исходя из МРОТ 1100 руб., оно получится более суммы 3500 руб. В такой ситуации можно лишь предположить, что работодатель в нарушение нормы, установленной ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ, установил работнице должностной оклад в размере менее 1100 руб.

Для защиты своих прав работники могут обращаться в отделение федеральной инспекции труда или в суд общей юрисдикции.

Отметим, что за нарушение трудового законодательства ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность в виде наложения административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб.;

- на индивидуальных предпринимателей - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отметим также, что разница в сумме пособий за первый и второй отпуска по беременности и родам может быть обусловлена тем, что при определении суммы пособия за первый отпуск принимался во внимание средний заработок, при расчете которого учитывались надбавки к заработной плате, премии и т. п. (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, - действовало в момент расчета пособия за первый отпуск по беременности и родам). А при расчете пособия за второй отпуск по беременности и родам учитывался только должностной оклад работника (тарифная ставка).

Е. В.Карсетская

Издательско-консалтинговая группа

"АйСи Групп"

08.05.2008