Организация располагается по адресу, отличному от адреса, указанного в учредительных документах. Налоговый орган при проведении камеральной проверки направил требование о представлении документов. Требование было направлено по юридическому адресу и получено организацией не было. В результате налоговым органом вынесено решение о привлечении организации к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ. Правомерно ли это?

Ответ: Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации и указывается в ее учредительных документах (п. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, адрес места нахождения организации относится к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). В связи с этим изменение адреса места нахождения организации возможно только путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации и их государственной регистрации (п. 5 ст. 5, гл. VI Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). До этого момента изменение адреса места нахождения организации не приобретает силу для третьих лиц, в том числе налоговых органов (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

При этом все риски, связанные с неполучением или несвоевременным получением корреспонденции, направленной по юридическому адресу организации лицом, не имеющим информации о ее фактическом месте нахождения, в том числе налоговым органом, ложатся на организацию (Постановления ФАС Поволжского округа от 01.02.2007 N А55-9866/2006, ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2007 N А56-48384/2006; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2007 N А56-238/2007).

Поэтому если налоговый орган не был уведомлен о фактическом адресе организации, в ситуации, изложенной в вопросе, привлечение к ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на наш взгляд, правомерно (п. 4 ст. 93, ст. 126 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что неблагоприятным последствием такого положения дел может быть неполучение не только требования о предоставлении документов, но и другой корреспонденции, в частности: требования об уплате налога (п. 6 ст. 69 НК РФ), акта налоговой проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ), копии иска (п. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11), копии определения о назначении дела к судебному разбирательству (ч. 3 ст. 137 АПК РФ) и т. д.

Для того чтобы избежать подобных неблагоприятных последствий, организация может:

- внести изменения в свои учредительные документы в части места нахождения и зарегистрировать эти изменения, подав Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439) в налоговую инспекцию, занимающуюся регистрацией юридических лиц;

- заключить с отделением почтовой связи, обслуживающим юридический адрес организации, договор о пересылке корреспонденции, поступающей в адрес организации, по ее фактическому месту нахождения;

- уведомить контрагентов и контролирующие органы о своем фактическом месте нахождения.

Большинство судов соглашается с тем, что если третьим лицам известен адрес фактического места нахождения организации, то корреспонденцию, адресованную организации, нужно направлять по этому адресу (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2007 N А74-1110/07-Ф02-8352/07, ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2007 N Ф03-А73/07-2/3825, ФАС Московского округа от 12.02.2008 N КА-А40/335-08, от 25.12.2007 N КА-А40/13507-07, ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2007 по делу N А56-35792/2006).

Но следует учесть, что некоторые суды указывают на обязанность налогового органа направлять корреспонденцию, предназначенную для организации, только по адресу, указанному в ее учредительных документах, и в ЕГРЮЛ (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 12.12.2007 N Ф03-А73/07-2/5476, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2008 N 09АП-18318/2007-АК). Поэтому самым предпочтительным вариантом предупреждения подобных проблем является внесение изменений об адресе организации в ее учредительные документы.

М. Н.Ахтанина

Издательство "Главная книга"

08.05.2008