Допустимые условия госконтракта на строительство объекта "под ключ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 11 апреля 2012 года

И.В. КЕРЕНСКИЙ

ВАС РФ признал недействующим письмо ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19713 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", по вопросу размещения заказа на строительство объекта "под ключ" (далее - письмо).

Данное письмо определяло, какое дополнительное оборудование заказчик может включить в предмет контракта на строительство объекта "под ключ", а какое - не может. В случае включения в один предмет торгов оборудования, не связанного с объектом строительства, в абз. 6 письма была предусмотрена ответственность в виде выдачи предписания об аннулировании результатов торгов.

Спор, рассмотренный ВАС РФ, возник в результате того, что заявитель посчитал письмо нормативным правовым актом, который затрагивает права и интересы хозяйствующих субъектов, хотя письмо не было зарегистрировано в установленном порядке и опубликовано. ФАС России в свою очередь не признавала письмо нормативным актом: оно, по мнению службы, повторяло нормы действующего законодательства, соответственно, необходимость в его регистрации и опубликовании отсутствовала.

ВАС РФ квалифицировал письмо в качестве нормативного акта по той причине, что в нем дается новое определение: оно устанавливает понятие "оборудование, неразрывно связанное с объектом строительства". Данное понятие не определено в иных нормативных актах, однако имеет существенное значение для хозяйствующих субъектов, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции [1] при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд запрещается включать в состав лотов продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с предметом торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов [2] ФАС России вправе выдавать предписания об устранении нарушений прав и законных интересов участников размещения заказов, в том числе предписания об аннулировании торгов. Однако в абз. 6 письма установлено, что включение в состав одного предмета торгов и строительных работ, и поставки (установки) оборудования, которое технологически и функционально не связано со строительно-монтажными работами, влечет выдачу предписания об аннулировании торгов.

ВАС РФ посчитал, что положения абз. 6 письма существенно ограничивают положения Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов, а также затрагивают права и интересы хозяйствующих субъектов. Также он указал, что письмо содержит положения нормативного характера и рассчитано на многократное применение, а тот факт, что оно не было зарегистрировано и официально опубликовано, противоречит Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

ВАС РФ не рассматривал содержательную часть вопросов, рассмотренных в письме, а ограничился только ссылкой на несоблюдение порядка утверждения и опубликования нормативного акта.

Отметим, что в практике арбитражных судов встречается позиция, прямо противоположная положениям письма. Так, некоторые суды придерживались вывода, что предметом конкурса может быть не только оборудование, неразрывно связанное со строительством здания, но также и оборудование, необходимое для его эксплуатации по целевому назначению, например мебель и учебные тренажеры для учебных заведений (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2011 по делу N А56-39119/2010) или медицинское оборудование для стационаров (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.03.2012 по делу N А33-4323/2011).

Документ:

Решение ВАС РФ от 29.03.2012 N ВАС-16112/11 "О признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 N ИА/19713 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по вопросу размещения заказа на строительство объекта "под ключ".

Примечания:

[1] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

[2] Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

------------------------------------------------------------------