Организация, осуществляющая деятельность по транспортному обслуживанию аэропорта, эксплуатирует принадлежащие ей на праве собственности транспортные средства (автобусы, автомобили) только на территории данного аэропорта (данные транспортные средства не используются в дорожном движении на территории Российской Федерации). Данные транспортные средства в установленном порядке не зарегистрированы. Являются ли данные транспортные средства объектом налогообложения по транспортному налогу?

Ответ: В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Общий порядок регистрации наземных транспортных средств определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938), п. 2 которого устанавливает, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в частности:

- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы Гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О отмечено, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Учитывая мнение Конституционного Суда РФ, можно сделать вывод, что поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, то экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом нет.

В судебной практике по данному вопросу единой позиции нет.

ФАС Московского округа в Постановлении от 16.01.2007, 23.01.2007 N КА-А40/13318-06 разъяснил, что обязанность юридического лица по уплате транспортного налога связана с регистрацией транспортных средств в соответствующих государственных органах. При этом объектами налогообложения, по мнению суда, признаются только те транспортные средства, которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. С учетом изложенного суд пришел к выводу, что использование транспортных средств (автомобилей, автобусов) исключительно на территории аэропорта без их регистрации в ГИБДД не противоречит действующему законодательству, связанному с регистрацией транспортных средств, то есть не является нарушением указанного законодательства.

Заметим, что выводы о том, что объект налогообложения возникает только в том случае, если транспортное средство зарегистрировано в установленном порядке, содержатся и в иных судебных решениях (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05, ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2006 N А05-13823/2005-31, ФАС Уральского округа от 06.03.2006 N Ф09-1150/06-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548).

Тем не менее ФАС Московского округа ранее в несколько иной ситуации приходил к иным выводам.

Так, в Постановлении от 31.05.2006 N КА-А41/4543-06 суд указал, что поскольку транспортные средства, находившиеся на балансе налогоплательщика, подлежали регистрации в установленном порядке в органах Гостехнадзора в соответствии с Постановлением N 938, то они в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются объектом налогообложения по транспортному налогу. То обстоятельство, что указанные транспортные средства фактически не были зарегистрированы налогоплательщиком, по мнению суда, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога, пени и налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ.

Таким образом, в указанной ситуации эксплуатируемые налогоплательщиком только на территории аэропорта принадлежащие ему на праве собственности транспортные средства (автобусы, автомобили), не используемые в дорожном движении на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в установленном порядке, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу. Однако, учитывая противоречивую судебную практику, очевидно, что в случае возникновения спора с налоговым органом данную позицию налогоплательщику придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

04.05.2008