Организация, применяющая УСН (объект налогообложения "доходы минус расходы") и занимающаяся городскими пассажирскими перевозками, произвела обновление автопарка. В порядке, предусмотренном законом субъекта РФ, в 2008 г. она получила субсидию из средств регионального бюджета на покрытие произведенных расходов. Подлежит ли включению сумма субсидии в состав доходов для целей налогообложения?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие УСН, включают в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст. ст. 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления из бюджета. При этом данные суммы должны расходоваться по назначению и налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Таким образом, для непризнания субсидии в составе доходов налогоплательщику достаточно соблюдать целевой характер расходования субсидии и вести отдельный учет доходов (расходов) данных бюджетных средств.
Однако Минфин России в Письме от 12.03.2008 N 03-11-04/2/49 разъяснил, что организация, применяющая УСН, обязана учесть сумму субсидии в составе доходов, поскольку она не является бюджетополучателем согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2008), которой установлено, что получателем бюджетных средств признается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом. Таким образом, из положений ст. 6 БК РФ следует, что никакая коммерческая организация в принципе не может являться бюджетополучателем.
Следует отметить, что положения п. 2 ст. 251 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) действительно устанавливали, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывались в составе доходов целевые поступления из бюджета бюджетополучателям. При этом в соответствии со ст. 162 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) к получателям бюджетных средств относились бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. При этом, как указывалось в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов. Однако с 01.01.2008 требование о том, что только бюджетополучатели вправе не учитывать в доходах суммы целевых поступлений из бюджета, было устранено из п. 2 ст. 251 НК РФ.
Таким образом, по нашему мнению, организация, применяющая УСН, которая получила в 2008 г. субсидию из регионального бюджета, вправе не учитывать сумму субсидии в доходах на основании п. 1 ст. 346.15 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
А. В.Задорожная
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
02.05.2008