О чистых активах замолвите слово
(Эрделевский А. М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
О ЧИСТЫХ АКТИВАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 декабря 2000 года
А. М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
Александр Эрделевский, профессор МГЮА, доктор юридических наук.
До сих пор основное внимание к очередному этапу злоключений телекомпании НТВ - предъявление одним из московских территориальных органов Министерства РФ по налогам и сборам в арбитражный суд г. Москвы иска о ликвидации НТВ и еще ряда родственных с ней средств массовой информации - сосредоточивалось на его очевидной политической составляющей, касающейся, в основном, свободы массовой информации. Однако, несмотря на несомненную важность этого вопроса, отнюдь не меньший интерес представляет правовая сторона этого дела, исход которого весьма важен для большого числа российских хозяйствующих субъектов.
Как можно судить по сообщениям в печати, иск о ликвидации был предъявлен на основании п. 4 ст. 99 Гражданского кодекса РФ (ГК). Согласно этой норме, до сих пор не находившей применения для ликвидации юридических лиц, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше уставного капитала, оно обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала, а если стоимость таких активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, то такое общество подлежит ликвидации.
Действие п. 4 ст. 99 ГК распространяется только на акционерные общества, однако сходные правила установлены в п. 4 ст. 90 ГК в отношении обществ с ограниченной ответственностью и в п. 5 ст. 114 ГК в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Нетрудно видеть, что необходимым условием применения ст. 99 ГК для целей ликвидации акционерного общества является определение стоимости его чистых активов. А что такое "чистые активы" и как определить их стоимость? Ни в самом Гражданском кодексе РФ, ни в федеральном Законе об акционерных обществах ответа на эти вопросы не содержится, однако в п. 3 ст. 35 этого Закона установлено, что стоимость чистых активов акционерного общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Минфином РФ и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
В соответствии со ст. 35 Закона об акционерных обществах Минфином и ФКЦБ 5 августа 1996 г. был издан совместный Приказ N 71/149, которым был утвержден нормативный акт - Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, где содержалось определение таких активов и устанавливался порядок их оценки. Остановимся сначала на юридической силе этого Приказа.
Заметим сразу, что этот Приказ не был зарегистрирован в Минюсте РФ, хотя, очевидно, и направлялся туда для этой цели. Государственной регистрации не последовало, так как сам Минюст пришел к заключению, что данный Приказ в ней не нуждается. Между тем, такое заключение Минюста представляется совершенно неверным.
Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. N 305 в Российской Федерации с 15 мая 1992 г. была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств РФ, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Этим Постановлением, изданным в соответствии с Указом Президента РФ от 5 декабря 1991 г. N 261, было утверждено Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов. Согласно п. 2, 7 указанного Положения государственной регистрации подлежали нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, и вступать в силу такие акты могли не ранее дня присвоения им номера государственной регистрации.
В своем Указе от 21 января 1993 г. N 104 Президент РФ счел необходимым специально отметить, что такие нормативные акты, если они не прошли государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Подлежал ли регистрации Приказ N 71/149 и утвержденный им Порядок оценки активов? Несомненно. Для такого вывода даже нет необходимости рассматривать, затрагивал ли этот Приказ права и законные интересы граждан. Достаточно того, что налицо был межведомственный характер этого Приказа. Ведь он был издан совместно двумя равнозначными, но различными по сферам ведения федеральными органами исполнительной власти - Минфином и ФКЦБ.
Следует, правда, заметить, что в самом Положении о ФКЦБ, утвержденном Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1009, было установлено, что решения ФКЦБ по определенным вопросам (регулирования рынка ценных бумаг и деятельности его профессиональных участников, контроля за соблюдением законодательства РФ о ценных бумагах) принимались в форме постановлений, а сами эти постановления вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ. Однако и это изъятие из общего правила об обязательной госрегистрации определенных категорий ведомственных нормативных актов (сегодня этого изъятия уже не существует) было установлено лишь для решений ФКЦБ, принимаемых в форме постановлений. Напомним, что Порядок оценки активов был утвержден со стороны ФКЦБ не постановлением, а Приказом N 149, изданным к тому же совместно с Минфином.
Таким образом, оснований для освобождения этого Приказа от госрегистрации не было. Отсюда следует, что Приказ, не будучи зарегистрирован, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и на него нельзя ссылаться при разрешении споров в суде. Соответственно, поскольку применение п. 4 ст. 99 ГК возможно лишь в совокупности с нормативным актом, определяющим понятие чистых активов акционерного общества и порядок их оценки, удовлетворение независимым судом иска о ликвидации акционерного общества на основании этой нормы не представляется возможным.
В заключение несколько слов о тех недостатках Приказа N 71/149, которые, будь он даже зарегистрирован, делали бы его применение проблематичным. Это недостатки сформулированного в Приказе определения чистых активов. Согласно Приказу чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету. Понятно, что далее следовало бы определить, что такое активы и обязательства, принимаемые к расчету. Однако в Приказе далее говорится не об активах, принимаемых к расчету, а об активах, участвующих в расчете. Понятие обязательств, принимаемых к расчету, вообще не раскрывается - зато вводится не упоминавшееся ранее в определении чистых активов понятие пассивов, участвующих в расчете. Эти недостатки влекут недостаточную определенность понятия чистых активов, что препятствует применению п. 4 ст. 99 ГК.
Название документа