Количество, переходящее в качество

(Белов В. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОЛИЧЕСТВО, ПЕРЕХОДЯЩЕЕ В КАЧЕСТВО

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 7 декабря 2000 года

В. А. БЕЛОВ

Белов Вадим Анатольевич - доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института Актуального Образования "Юринфор-МГУ".

Настоящий обзор представляет собой попытку обобщения важнейших норм современного российского гражданского законодательства, предусматривающих зависимость прав и обязанностей участников хозяйственных обществ от количества принадлежащих им акций.

Правовое положение участников акционерного общества, располагающих не менее чем одним процентом акций

1. Об этом значении упоминает п. 5 ст. 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <*> (далее - Закон об АО), устанавливающий, что "общество или акционер (акционеры), владеющий в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации или управляющему о возмещении убытков, причиненных обществу", в случае если такие убытки причинены виновными действиями ответчика. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672. Ряд особенностей правового положения характерен для т. н. "народных предприятий" и их акционеров, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3611. Однако, поскольку само ключевое понятие о народном предприятии как специфической организационно-правовой форме коммерческой организации, на котором, собственно, и построен весь Закон, противоречит ГК, руководствуясь ст. 3 последнего акта, мы не считаем содержащиеся в нем нормы входящими в систему гражданского законодательства и, следовательно, не можем считать их подлежащими применению. По этой причине нормы данного Закона нами в настоящем Обзоре не рассматриваются. О специфических качествах данной организационно-правовой формы, отличающих народные предприятия от акционерных обществ, см.: Ломакин Д. В. Что такое народное предприятие? // Законодательство. 1998. N 11. С. 47 - 49.

2. Согласно абз. 5 ч. 11 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <*> (далее - Закон о рынке ценных бумаг) держатель реестра владельцев ценных бумаг обязан "предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг". -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472.

Правовое положение участников акционерного общества, располагающих не менее чем двумя процентами акций

1. Пункт 1 ст. 53 Закона об АО предусматривает право акционеров (акционера) общества, являющихся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, в срок не позднее 30 дней после окончания финансового года общества <*> внести не более двух предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества, число которых не может превышать количественного состава этого органа. -------------------------------- <*> Уставом общества может быть установлен и более поздний срок.

2. Второе упоминание о 2%-ной норме содержится в пункте 3 ст. 83 Закона об АО. В нем перечисляются случаи, когда решение о заключении обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность какого-либо из акционеров, должно быть принято общим собранием акционеров, которые не заинтересованы в сделке и являются владельцами голосующих акций. Одним из таких случаев является совершение одной или нескольких взаимосвязанных между собой сделок по размещению голосующих акций общества или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в количестве, превышающем 2% ранее размещенных обществом голосующих акций. 3. Частью 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <*> (далее - Закон о приватизации) предусмотрено, что в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации с первоначальным закреплением всех 100% акций в государственной собственности, с момента отчуждения 2 и более процентов акций общества от 100% акций, ранее закрепленных в государственной или муниципальной собственности, в обществе должно созываться, проводиться и принимать решения общее собрание акционеров, причем все это должно происходить по общим правилам, предусмотренным Законом об АО. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3595; 1999. N 26. Ст. 3173.

Правовое положение участников общества, располагающих не менее чем пятью процентами уставного капитала

1. Пункты "г" и "е" ч. 1 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрели в числе данных об эмитенте, указываемых в проспекте эмиссии, информацию о лицах, "владеющих не менее чем 5% уставного капитала эмитента", и лицах, "в которых эмитент обладает более чем 5% уставного капитала". 2. Частью 8 ст. 11 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395 1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" <*> (далее - Закон о банках) и ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <**> (далее - Закон о Центральном банке), в частности, предусмотрено, что "приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России...". -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470. <**> Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1593; N 31. Ст. 2991; 1996. N 2. Ст. 55; 1998. N 10. Ст. 1147.

Законодатель не разъясняет, кто должен производить это уведомление. Мы полагаем, что бремя данного уведомления лежит на приобретателе акций, ибо только ему одному достоверно известно, какое количество акций находится в его собственности. Не объясняется также, что имеется в виду под термином "приобретение". Поскольку прямо не разъяснено иного, мы полагаем, что его следует понимать в самом широком значении - получение акций в собственность как в результате сделки, так и полного правопреемства (реорганизации или наследования).

Правовое положение участников общества, располагающих не менее чем десятью процентами капитала

Этот показатель распространен еще шире, чем предыдущий, пятипроцентный. Прежде всего с ним связываются особые права и обязанности акционеров. 1. Так, абз. 2 п. 5 ст. 103 ГК устанавливает право акционера (акционеров), совокупная доля которых в уставном капитале <*> составляет 10 или более процентов, во всякое время потребовать проведения независимой аудиторской проверки деятельности общества. Это право распространяется на акционеров любого общества, в том числе - и не обязанного к публичной отчетности. -------------------------------- <*> То есть речь идет о владельцах акций любых категорий - как обыкновенных (голосующих), так и привилегированных (как правило, не являющихся голосующими).

2. Абзац 1 п. 4 ст. 51 Закона об АО устанавливает право лиц, зарегистрированных в реестре акционеров общества и обладающих не менее чем 10% голосов на общем собрании акционеров, потребовать от общества для ознакомления список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании. Обращаем внимание, что здесь ведется речь о праве не акционеров, а о правах лиц, зарегистрированных в реестре, то есть о правах и акционеров, и номинальных держателей акций. 3. Абзац 1 п. 1 ст. 55 Закона об АО устанавливает право акционера (акционеров), являющегося владельцам не менее чем 10% голосующих акций общества, потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Кроме них, таким правом обладают сам совет директоров, ревизионная комиссия (ревизор) и аудитор общества. 4. Пункт 3 ст. 85 Закона об АО устанавливает право акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества, во всякое время потребовать проведения проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества. 5. Статьей 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*> (далее - Закон об ООО) участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала общества, наделены правом требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785; N 28. Ст. 3261; 1999. N 1. Ст. 2.

6. Пункт 4 ст. 7 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <*> установил, что "лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения (изменения)". -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

Такую же обязанность несет и сам субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли). 7. Абзацем 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <*> (далее - Закон об иностранных инвестициях) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества, отнесено к числу т. н. "прямых иностранных инвестиций". Жаль только, что Закон не позаботился пояснить, какое же правовое значение он придает этому понятию. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

8. Коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях (п. 5 ст. 4 этого Закона).

Правовое положение лиц, располагающих не менее чем пятнадцатью процентами акций

Абзац 2 ч. 13 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг требует от профессионального участника фондового рынка, произведшего разовую операцию с ценными бумагами одного типа одного эмитента в количестве не менее 15% от их общего числа, в течение 5 дней после такой операции уведомить о ней Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или ее уполномоченный орган ("осуществить раскрытие информации").

Правовое положение участников общества, располагающих не менее чем двадцатью процентами уставного капитала

С этим значением связаны установление ряда норм антимонопольного законодательства, определение ранее не встречавшихся терминов и порядок распределения акций при приватизации госпредприятий. 1. Статья 106 ГК РФ вводит термин "зависимое хозяйственное общество", под которым понимает хозяйственное общество, в котором другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Последствия признания общества зависимым не столь страшны, как последствия признания общества преобладающим. Хозяйственное общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (то есть преобладающее общество), обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах. Пункт 4 ст. 6 Закона об АО в вопросе определения порядка публикации отсылает к актам Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку <*> и федеральных антимонопольных органов. Согласно же п. 4 ст. 6 Закона об ООО аналогичные сведения об обществах с ограниченной ответственностью, обретших статус преобладающих, должны публиковаться в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. -------------------------------- <*> См.: Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 14 мая 1996 г. N 10 "О порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества" // Вестник ФКЦБ РФ. 1996. N 3.

2. Статья 81 Закона об АО и ст. 45 Закона об ООО через 20%-ную норму определяет термин "заинтересованные лица". "Лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки, признаются (в частности - В. Б.): член совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, занимающее должность в иных органах управления общества, акционер (акционеры), владеющий совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций общества, в случае, если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также все их аффилированные лица: ... - владеют 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника..." 3. Пункт 1 ст. 18 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <*> установил, что приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей) (кроме приобретения акций учредителями хозяйственного общества при его образовании), может быть осуществлено только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа. -------------------------------- <*> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 16. Ст. 499; 1992. N 34. Ст. 1966; Собрание законодательства РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066.

Идентичное предписание установлено ст. 16 и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3174. Акт вступят в силу 28 декабря 1999 г.

4. Аналогичная норма, сформулированная применительно к кредитным организациям, помещена в ч. ч. 8 и 9 ст. 11 Закона о банках и ст. 60 Закона о Центральном банке. Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20% акций кредитной организации требует предварительного согласия Банка России. 5. Принадлежность кому бы то ни было 20 и более процентов уставного капитала настолько пугает законодателя, что он посчитал необходимым урегулировать процесс информирования "общественности" о всяких событиях, происходящих с такими лицами. Абзацем 2 ч. 3 ст. 23 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено, что лицо, которое хотя бы однажды имело несчастье зарегистрировать проспект эмиссии своих ценных бумаг, свершило столь тяжкий грех, что до самой своей "смерти" будет обязано "раскрыть (раскрывать - ?) информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности" в форме "сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента". Таковыми фактами признаются, в частности: - изменения в размере участия лиц, входящих в органы управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале других юридических лиц, если они владеют более чем 20% указанного капитала; - изменения в списке владельцев (акционеров) эмитента, владеющих 20% и более уставного капитала эмитента; - изменения в списке юридических лиц, в которых данный эмитент владеет 20% и более уставного капитала. Кроме того, указанные сведения должны содержаться в ежеквартальном отчете эмитента по ценным бумагам (абзацы 2 и 3 п. 1 ч. 5 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг), а также должны "раскрываться" владельцем соответствующих ценных бумаг (ч. 9 ст. 30 Закона). "Вступил во владение 20 или более процентами любого вида эмиссионных ценных бумаг одного эмитента" - раскрывай информацию; "увеличил (или "снизил") свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг", - опять раскрывай информацию! Обязанность раскрытия такой информации лежит и на профессиональных участниках фондового рынка (ч. 11 ст. 30 Закона).

Правовое положение участников общества, располагающих не менее чем двадцатью пятью процентами уставного капитала

1. Сначала - два слова о несколько ином, выпадающем из общей направленности статьи, значении этого "четвертного" рубежа. Пункт 1 ст. 102 ГК предусматривает, что доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала всякого акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов. Ему вторит п. 2 ст. 25 Закона об АО: "Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества". Смысл этого ограничения в том, чтобы акционерное общество "не зарывалось", выпустив голосующие акции в количестве, равном числу учредителей и администрации, и превратив всех других акционеров в обыкновенных вкладчиков общества, отстраненных от управления делами. Чем бы такое "акционерное" общество отличалось от коммандитного товарищества? 2. Пункт 1 ст. 78 Закона об АО продолжает антимонопольную тему, вводя понятие "крупные сделки". "Крупными", по его мнению, являются одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций (но менее 50%). Согласно пункту 17 ч. 2 ст. 65 Закона принятие решения о совершении таких сделок составляет исключительную компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества. 3. Закон об АО связывает 25%-ный критерий также и с требованиями законодательства о приватизации. Пункт 4 ст. 28 Закона об АО, отступая от собственного же принципа "не трогать приватизацию", провозглашает: "Увеличение уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25% голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если при таком увеличении сохраняется размер доли государства или муниципального образования". 4. Эмитенты ценных бумаг должны помнить, что на них лежит обязанность "настучать" в органы ФКЦБ о факте приобретения одним лицом более 25% эмиссионных ценных бумаг одного эмитента и одного вида (абз. 9 ч. 6 ст. 23, абз. 4 ч. 7 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг). 5. Частью 5 п. 3 ст. 6 Закона о приватизации органу по управлению государственным имуществом, осуществляющему права государства как акционера, которому принадлежит более 25% акций АО, предоставлено право давать или не давать обязательное для исполнительного органа АО согласие на отчуждение акций, внесенных в уставный капитал АО, а равно на совершение сделок, влекущих возможность отчуждения этих акций или передачи их в доверительное управление. Испрашивать такое согласие необходимо под угрозой ничтожности сделки, совершенной без такового. 6. Ряд особенностей в правовом положении акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, "рушится" тогда, когда доля государства или муниципального образования в капитале АО составит не более 25% от общего количества акций (см. ч. 6 п. 3 ст. 6 Закона о приватизации). 7. Согласно п. 1 ст. 9 Закона о приватизации юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%, не могут быть покупателями приватизируемого имущества. 8. Коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 25% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, пользуется правом на семилетний иммунитет на случай введения в действие нормативных актов, увеличивающих совокупную налоговую нагрузку на данную организацию (п. 1 и 2 ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).

Правовое положение участников общества, располагающих не менее чем тридцатью процентами уставного капитала

1. Абзац 2 п. 3 ст. 58 Закона об АО, устанавливая процедуру проведения нового общего собрания акционеров, созванного взамен несостоявшегося, предусматривает, что таковое правомочно, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности не менее чем 30% размещенных голосующих акций общества. А уставом общества с числом акционеров более пятисот тысяч может быть предусмотрен и меньший кворум для проведения общего собрания акционеров взамен несостоявшегося. 2. Пункты 1, 2, 5 - 7 ст. 80 Закона об АО снова возвращают нас к антитрестовскому законодательству. Лицо, имеющее намерение самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) приобрести 30 или более процентов размещенных обыкновенных акций общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более одной тысячи с учетом количества принадлежащих ему акций, обязано не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций направить обществу письменное заявление о намерении приобрести указанные акции. После же приобретения этих акций, в течение 30 дней с даты приобретения, оно (они) обязано (обязаны) предложить всем иным акционерам продать ему (им) принадлежащие этим акционерам обыкновенные акции общества. Уставом общества или решением общего собрания акционеров может быть предусмотрено освобождение от указанной обязанности.

Правовое положение участников общества, располагающих не менее чем пятьюдесятью процентами уставного капитала

1. Прежде всего вспомнят свою практику лица, занимавшиеся созданием и регистрацией юридических лиц. Абзац 1 п. 1 ст. 34 Закона об АО и п. 1 ст. 16 Закона об ООО устанавливают, что уставный капитал создаваемого общества должен быть полностью оплачен в течение срока, определенного уставом (учредительным договором) общества и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. Но при этом не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества (абз. 1 п. 1 ст. 34 Закона об АО и п. 2 ст. 16 Закона об ООО). В свете этих предписаний продолжает действовать до настоящего момента п. 1 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 <*>. Им также установлено, что для государственной регистрации предприятия необходимо представить, в частности, документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1994. N 11. Ст. 1194.

2. С присутствием на общем собрании более чем 50% акционеров всякого АО п. 1 ст. 58 Закона об АО связывает понятие правомочности (кворума) собрания. Иными словами, высший орган акционерного общества - общее собрание акционеров - только тогда правомочно принимать решения, когда на момент окончания регистрации для участия в общем собрании акционеров зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Опять-таки, из предшествующего изложения мы помним, что в случае, если кворум не был достигнут, необходимо объявить о времени и месте созыва нового общего собрания, которое правомочно с значительно меньшим числом акционеров - 30% от общего числа обладателей голосующих акций. 3. Согласно п. 1 ст. 840 ГК РФ "возврат вкладов граждан банком, в уставном капитале которого более 50% акций или долей участия имеют Российская Федерация и (или) субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования... гарантируется их субсидиарной ответственностью по требованиям вкладчика к банку" в порядке, предусмотренном ст. 399 ГК РФ. Следует иметь в виду, что предписание ч. 4 ст. 36 Закона о банках, до боли напоминающее процитированную норму ГК, тем не менее ГК не соответствует и не должно применяться. Приведем его текст: "Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами". Получается, что в ГК идет речь о 50% любых акций банка, в Законе - о 50% голосующих. 4. Частью 3 ст. 43 Закона о банках предусмотрено, что "в случае, если банк имеет в собственности более 50% голосующих акций (долей) другого банка, он представляет в Банк России в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, консолидированную отчетность о своей деятельности и деятельности дочерних банков, включающую в себя консолидированный бухгалтерский баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках". Банки, являющиеся собственниками более 50% голосующих акций других банков, признаются по отношению к ним банками "материнскими", а последние по отношению к первым считаются банками "дочерними". Данная статья разъясняет, правда только применительно к банкам, частный случай положения п. 1 ст. 105 ГК РФ и п. 2 ст. 6 Закона об АО, которые устанавливают, что дочерними признаются хозяйственные общества в случае, если другое общество (товарищество) имеет возможность определять его решения в силу, в частности, "преобладающего участия в его уставном капитале". 5. Статьей 3 Закона о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ предусмотрено, что "на период до 1 января 1996 года филиалы иностранных банков, а также кредитные организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 50%, не имеющие лицензии на осуществление банковских операций по состоянию на 1 января 1995 года, осуществляют банковские операции только с физическими и юридическими лицами - нерезидентами". Чтобы "иностранцы" не сманивали к себе российских клиентов, их операции ограничили только обслуживанием нерезидентов.

Правовое положение участников общества, располагающих не менее чем семьюдесятью пятью процентами уставного капитала

Пункт 5 ст. 1 Закона об АО частично изымает из-под своей компетенции акционерные общества, созданные при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности создания и функционирования таковых определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации этих предприятий. Главные из них - это упоминавшийся Закон о приватизации, а также Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 <*>. Существует и множество других документов, но непосредственно особенностей создания акционерных обществ в процессе приватизации касается, пожалуй, только Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66 <**>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1478; 1997. N 14. Ст. 1607; 1999. N 5. Ст. 651. <**> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 7. Ст. 312; Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3537.

Как долго акционерные общества, созданные при приватизации, будут пользоваться своим "постприватизационным" статусом? Сколь долго будут распространяться на них упомянутые выше "особенности"? Пункт 5 ст. 1 Закона об АО однозначно устанавливает, что это время ограничивается, с одной стороны, моментом принятия решения о приватизации, а с другой - моментом отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Подчеркиваем, что речь идет о 75% акций, принадлежащих государству (муниципальному образованию), а не 75% общего их числа, всего уставного капитала общества. Так, если в государственной собственности был закреплен, например, 51%-ный пакет акций общества, то законодательство о приватизации будет "холить и лелеять" это общество до тех пор, пока государство не произведет отчуждения 75% от принадлежащего ему пакета (38,25% от общего количества) акций.

Правовое положение акционерного общества, номинальная стоимость акций которого, находящихся в обращении, составляет менее девяноста процентов от уставного капитала

Абзац 2 п. 2 ст. 72 Закона об АО ограничивает право Совета директоров (наблюдательного совета) общества принимать решение о приобретении обществом акций. Совет директоров не вправе принимать такового, если номинальная стоимость акций общества, находящихся в обращении, составляет менее 90% от уставного капитала общества. Фактически получается, что Закон ограничил Совет директоров в объеме акций, который может быть приобретен по его решению. Максимум - 10% от уставного капитала, да и то только тогда, когда в момент принятия такого решения в обращении находятся все акции общества. В остальных случаях решение о приобретении обществом собственных акций может быть принято, по-видимому, только лишь общим собранием акционеров.

Юридическое значение стопроцентного пакета акций

1. Акционерное общество, созданное в процессе приватизации, с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности, пребывает в весьма специфическом правовом положении, определяемом специальным законодательством (см. ст. ст. 6 и 20 Закона о приватизации). 2. Абзац 1 ч. 13 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг установил, что профессиональный участник рынка ценных бумаг, который произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100% от общего количества указанных ценных бумаг, обязан осуществить "раскрытие информации" о совершенных операциях, представив ее Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Название документа