Букмекерская контора, осуществляющая деятельность по организации и проведению азартных игр, имеет пункт приема ставок и процессинговый центр, зарегистрированные в налоговом органе в установленном порядке. В 2013 г. она была реорганизована путем присоединения к другому игорному заведению
Следует ли такому игорному заведению подавать заявление о постановке на учет объектов игорного бизнеса, перешедших к нему в результате реорганизации?
Ответ: Если букмекерская контора, имеющая пункт приема ставок и процессинговый центр, которые зарегистрированы в налоговом органе в установленном порядке, была реорганизована путем присоединения, то указанные объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес перешли к присоединившему ее игорному заведению в порядке универсального правопреемства. Поскольку открытия новых пунктов приема ставок и процессинговых центров букмекерской конторы, а также изменения их количества в данном случае не было, у правопреемника отсутствует обязанность представлять заявление о регистрации объектов налогообложения по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 22.12.2011 N 184н. Однако вероятно, что данная позиция приведет к спору с налоговым органом и организации-правопреемнику придется отстаивать ее в суде.
Обоснование: Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ определяются Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Для целей Закона N 244-ФЗ под букмекерской конторой понимается игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр (п. 14 ст. 4 Закона N 244-ФЗ).
Из положений п. 27 указанной статьи следует, что заключение пари с участниками азартных игр осуществляется в пунктах приема ставок букмекерской конторы, которые предоставляют информацию о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.
Под процессинговым центром букмекерской конторы понимается часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр;
- фиксирует результаты азартных игр;
- рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей;
- осуществляет предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы (п. 25 ст. 4 Закона N 244-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 5 и ч. 1 ст. 14 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном гл. 3 Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с пп. 4 и 6 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ пункт приема ставок букмекерской конторы и процессинговый центр букмекерской конторы признаются объектами налогообложения налогом на игорный бизнес.
В целях гл. 29 НК РФ данные объекты налогообложения подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения не позднее чем за два дня до даты их открытия. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта РФ, где открывается объект налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту его нахождения не позднее чем за два дня до даты его открытия (п. 2 указанной статьи).
Формы заявления и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес утверждены Приказом Минфина России N 184н согласно Приложениям N N 1 и 2 к данному Приказу.
Кроме того, регистрации в налоговых органах подлежит любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты его открытия или закрытия (п. 3 указанной статьи).
Пунктом 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ определено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. п. 1 и 5 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
Таким образом, пункт приема ставок и процессинговый центр букмекерской конторы перешли к присоединившему их в результате реорганизации игорному заведению в порядке универсального правопреемства. При этом открытия новых пунктов приема ставок и процессинговых центров букмекерской конторы, а также изменения их количества не было. Следовательно, у игорного заведения отсутствует обязанность представлять заявление о регистрации объектов налогообложения по форме, утвержденной Приказом Минфина России N 184н, поскольку обязанности регистрации в данном случае не возникает. Аналогичное решение вынесено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.10.2009 N 7583/09.
Вместе с тем Минфин России и некоторые суды придерживаются противоположной точки зрения.
Минфин России в Письме от 27.08.2008 N 03-05-05-05/17 делает вывод, что при реорганизации в форме присоединения следует переоформить объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес, ранее зарегистрированные присоединенным юридическим лицом в порядке, установленном ст. 366 НК РФ, то есть путем снятия с учета игровых автоматов и их одновременной регистрации правопреемником. При этом положение ст. 366 НК РФ в части соблюдения двухдневного срока в данном случае, по мнению Минфина России, неприменимо.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2009 N Ф03-6442/2008 указывается, что ст. 366 НК РФ не предусматривает особенностей регистрации (снятия с учета) объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в связи с реорганизацией юридических лиц. Переход имущества в порядке правопреемства к реорганизованной организации не означает отсутствия у правопреемника обязанности по регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н.
Т. И.Сивошенкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
11.11.2013