Региональным таможенным управлением проведена повторная проверка деятельности нижестоящего таможенного органа по выпуску товаров, ввозимых организацией по долгосрочному внешнеторговому контракту. По результатам повторной проверки региональное таможенное управление, ссылаясь на ст. 412 Таможенного кодекса РФ, отменило решения, принятые таможней, и предписало дополнительно начислить таможенные платежи по товарам, ввезенным организацией ранее по указанному контракту. Правомерны ли действия регионального таможенного управления с учетом того, что проверка соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации той же таможни, по тем же товарам и по тем же обстоятельствам им уже осуществлялась (нарушений не выявлено)? Возможно ли в случае обжалования организацией данного решения регионального таможенного управления в арбитражном суде признание такого решения недействительным?

Ответ: Таможенным законодательством не установлен порядок проведения ведомственного контроля деятельности таможенных органов в части возможности проведения повторных проверок в отношении одного и того же нижестоящего таможенного органа по решениям, в отношении которых уже проводилась проверка на соответствие их требованиям законодательства.

Вместе с тем в соответствии с п. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

В связи с этим при рассмотрении данного спора в арбитражном суде судом могут быть применены положения Таможенного кодекса РФ, предусматривающие порядок проведения таможенных ревизий (ст. 376 ТК РФ), и к проведению ведомственного контроля таможенных органов применительно к рассматриваемым правоотношениям ввиду следующего.

Так, таможенная ревизия проводится таможенными органами после выпуска товаров для установления достоверности сведений, представленных декларантом при таможенном оформлении. Таким образом, так же как и при проведении ведомственного контроля таможенных органов, целью проведения таможенной ревизии является выявление фактов неправомерного выпуска товаров и заявления недостоверных сведений, которые не были выявлены при таможенном оформлении.

В соответствии с п. 2 ст. 376 ТК РФ проведение таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается. Таким образом, принимая во внимание п. 6 ст. 13 АПК РФ о применении аналогии права, можно заключить, что региональное таможенное управление не имело достаточных правовых оснований повторно осуществлять контроль в отношении упомянутых в вопросе товаров и, соответственно, отменять решения, принятые таможней. Кроме того, с учетом описанных в вопросе обстоятельств представляется, что повторное проведение проверки в рамках ст. 412 ТК РФ, диспозиция которой обусловливает возможность ее применения иными положениям ТК РФ, противоречит основным принципам осуществления таможенного контроля, установленным законом, в частности, ст. ст. 14 и 358 ТК РФ. С учетом изложенного в случае обжалования данного решения регионального таможенного управления в арбитражном суде и установления данным судом фактических обстоятельств дела такое решение может быть признано недействительным.

К. Л.Курочкин

Коллегия адвокатов

"ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ"

24.04.2008