Арбитражный управляющий и руководитель должника как субъекты трудовых отношений

(Чуча С.)

("Российская юстиция", N 12, 2000)

Текст документа

АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ И РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖНИКА

КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

С. ЧУЧА

С. Чуча, судья арбитражного суда Омской области, кандидат юридических наук.

С введением в действие Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), существенно возросло количество поступающих в суды заявлений о признании банкротами юридических лиц, что связано главным образом со сменой критериев несостоятельности. Если прежнее законодательство при определении признаков банкротства предписывало руководствоваться принципом неоплатности, то новый Закон, как отмечалось в юридической литературе, принял на вооружение критерий неплатежеспособности. Вопрос о том, в какой степени последний отвечает интересам государства и общества, уже вызвал дискуссию. По моему мнению, в законодательство необходимо внести изменения с тем, чтобы исключить возможность возбуждения процедуры банкротства в отношении вполне благополучных в экономическом отношении предприятий, превращения Закона и арбитражного суда, его применяющего, в орудия недобросовестной конкуренции или перераспределения собственности.

Законодательство о несостоятельности вызвало появление оригинального субъекта трудовых отношений - арбитражного управляющего. Отмечу, что названное понятие включает в себя обозначение трех лиц - временного управляющего (в ходе наблюдения), внешнего управляющего (внешнее управление) и конкурсного управляющего (конкурсное производство). Кроме того, можно говорить отдельно о конкурсном управляющем в случае проведения банкротства ликвидируемого должника. Им может быть назначен ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии - работник организации - банкрота.

Трудовая правосубъектность каждого из указанных лиц различна. Более того, у временного управляющего она может меняться вслед за трансформацией правосубъектности руководителя организации - должника. Так, введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными ст. 58 Закона (совершение ряда сделок только с согласия временного управляющего, невозможность принятия решений о реорганизации и ликвидации, создании юридических лиц, филиалов, представительств и т. д.). Если не принимать во внимание косвенные связи (такие, как невозможность расторжения трудового договора с работниками в связи с ликвидацией предприятия и подобные им), данные ограничения прямо не влияют на объем трудовой правоспособности ни руководителя, который является представителем организации (органом юридического лица) в силу ст. 53 ГК РФ, ни временного управляющего.

Однако в соответствии со ст. 44 Закона от 8 января 1998 г. по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов, не предусмотренные АПК РФ, в том числе запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, обязать должника передать ценности и иное имущество на хранение третьим лицам и принять иные меры, направленные на обеспечение сохранности его имущества. Под "иными мерами" подразумевается и возможность возложения обязанности на руководителя должника, например, принять на работу сторожей с целью сбережения имущества и т. п. В этом случае объем трудовой правоспособности руководителя изменится (появится обязанность заключить трудовые договоры, за неисполнение которой Законом установлена ответственность - отстранение от должности), что никак не повлияет на трудовую правосубъектность временного управляющего. Данные предписания или запреты в силу прямого указания закона действуют до введения внешнего управления, утверждения мирового соглашения или вынесения решения по существу. Но арбитражный суд вправе и отменить их до наступления указанных обстоятельств, что, в свою очередь, повлечет изменение трудовой правосубъектности лиц, о которых идет речь.

Еще один вариант распределения трудовой правосубъектности между управляющим и руководителем возможен в случае отстранения последнего от должности и возложения исполнения его обязанностей на временного управляющего определением арбитражного суда в соответствии с п. 3 ст. 44 и п. 4 ст. 58 Закона от 8 января 1998 г. В этом случае руководитель утрачивает права и обязанности как представитель работодателя, сохраняя за собой ряд прав как работник предприятия. Наряду с этим временный управляющий приобретает в полном объеме правосубъектность работодателя, не приобретая никаких трудовых прав и обязанностей как работник, поскольку является индивидуальным предпринимателем и по своему статусу не вправе заключить еще и трудовой договор с данной организацией. В то же время управляющий вправе заключать трудовые договоры с гражданами от своего имени для обеспечения его деятельности в рамках производства по делу о несостоятельности. В этом случае правоотношения "работодатель - работник" возникнут между нанимателем (управляющим) и гражданами. Трудовых связей между последними и организацией - должником не будет.

При неспособности временного управляющего в течение какого-то периода исполнять свои обязанности арбитражный суд вправе назначить его заместителя (п. 3 ст. 59 Закона от 8 января 1998 г.). Права и обязанности в сфере трудовых отношений переходят к последнему. Предусмотрена возможность назначения заместителя внешнего управляющего по представлению комитета кредиторов, причем данное право суда не ограничивается какими-либо основаниями. При таких обстоятельствах распределение прав и обязанностей осуществляет внешний управляющий.

Сложнее ситуация с конкурсным управляющим. Законодательство о несостоятельности не предусматривает возможности назначения его заместителя. По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием или комитетом кредиторов, арбитражный суд может назначить нескольких конкурсных управляющих, с распределением обязанностей между ними в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника, и очерчиванием пределов ответственности каждого из них (п. 2 ст. 99 Закона от 8 января 1998 г.). Такое решение может быть принято, в частности, когда часть имущества находится в ином регионе. При этом возможно как распределение трудовой правосубъектности между управляющими (например, при наличии в отдаленном обособленном подразделении коллектива работников), так и отсутствие таковой у одного или нескольких управляющих (когда речь идет лишь об активах).

Не менее актуальна проблема определения статуса отстраненного от должности в рамках процедуры банкротства руководителя должника. Как уже говорилось, работодательская правосубъектность им утрачивается, однако права и обязанности руководителя как работника сохраняются.

В практике деятельности арбитражных управляющих отсутствует единообразие в вопросе выплат за период отстранения их от должности. В одних случаях заработная плата им не выплачивается, в других - выплачивается полностью или в размере двух третей оклада. В силу п. 1 ст. 38 КЗоТ РФ отстранение работника от должности с приостановкой выплаты заработной платы может производиться только по предложению уполномоченных органов в случаях, предусмотренных законодательством. К таковым, в частности, относятся: отстранение должностного лица при привлечении его в качестве обвиняемого следователем с санкции прокурора; отстранение лица, являющегося бактерионосителем, в связи с особенностями производства или выполняемой трудовой функции - органом государственного санитарного надзора; отстранение правовыми и государственными инспекторами по охране труда.

Предусмотрен ряд оснований отстранения от должности с выплатой заработной платы. Так, государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть на срок до одного месяца, до решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей по распоряжению руководителя с сохранением денежного содержания.

Как еще один вариант отстранения от должности допустимо рассматривать и так называемые "административные" или "вынужденные" отпуска. В отличие от указанных выше случаев, когда отстранение связано с виновными действиями работника (установленными либо предположительными) и необходимостью обеспечения общественной безопасности (отстранение бактерионосителя), последний применяется исключительно в интересах работодателя. Юридически такое отстранение должно квалифицироваться как простой не по вине работника и оплачиваться из расчета не ниже двух третей оклада или в размере, определенном коллективным договором в соответствии со ст. 94 КЗоТ.

Говоря об отстранении руководителя должника и возникающих при этом вопросах о компенсационных выплатах, необходимо исходить из следующего. Отстранение не является основанием расторжения трудового договора. Последнее возможно лишь при наличии обстоятельств, установленных законодательством. В ряде случаев оно является следствием нарушения трудовой дисциплины, за которое работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Таким образом, трудовые отношения между руководителем и организацией с отстранением не прекращаются, приостанавливается лишь часть из них (например, обязанность выполнять работу, предусмотренную трудовым договором). Данное правило должно в полной мере распространяться и на руководителя должника. В силу изложенного норма п. 2 ст. 96 Закона от 8 января 1998 г. о том, что если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до момента назначения (избрания) нового руководителя, предусматривает, по моему мнению, лишь те случаи, когда трудовой договор с последним расторгнут в соответствии с КЗоТ. Правило того же пункта ст. 96, устанавливающее, что полномочия иных органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются, следует понимать не иначе, как необходимость принятия специального решения полномочного органа о назначении (избрании) руководителя (по сути, решения о восстановлении на работе отстраненного руководителя, продолжении исполнения им трудовых обязанностей) лишь когда внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов. В случае принятия судом решения об отказе в признании должника банкротом или прекращения производства по делу по иным основаниям, полномочия руководителя восстанавливаются автоматически. После признания должника банкротом и открытия конкурсного производства возможно расторжение трудового договора с ним по п. 1 ст. 33 КЗоТ, поскольку последствия принятия такого судебного акта аналогичны последствиям решения о ликвидации организации.

Применение правила об оплате времени отстранения в порядке, предусмотренном ст. 94 КЗоТ (в размере не менее двух третей оклада) не будет правомерным, поскольку, как мы выяснили, такое отстранение производится в интересах работодателя (организации), не связано с виной работника, тогда как отстранение в рамках процедуры банкротства возможно и при наличии вины руководителя, и без таковой.

Поскольку правило об оплате в период отстранения в размере оклада является специальным, то для возможности его применения в нашем случае оно должно быть законодательно закреплено и в отношении отстраненных в рамках процедуры банкротства руководителей должника. Поэтому подлежит применению как общее правило норма ст. 38 КЗоТ, в соответствии с которой заработная плата за период отстранения не выплачивается. То обстоятельство, что отстранение в соответствии с названной статьей производится руководителем по представлению уполномоченных органов, а в нашем случае - непосредственно судом, не должно влиять на решение вопроса.

Иначе должна решаться проблема компенсации при необоснованном отстранении. Имеются в виду случаи отказа в признании должника банкротом из-за отсутствия признаков банкротства либо прекращения производства по делу вследствие необоснованного его возбуждения, т. е. при прекращении производства по делу, когда это не стало следствием финансового оздоровления должника в рамках процедуры банкротства. По моему мнению, руководитель в этом случае подлежит восстановлению на работе, и за период отстранения ему должна быть выплачена заработная плата аналогично правилам об оплате вынужденного прогула. Руководитель вправе обратиться в суд общей юрисдикции с иском об оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Аналогичным образом следует поступать и в случае отмены судебного акта об отстранении от должности в ходе процедуры наблюдения.

Существует проблема оплаты за период отстранения, когда в признании должника банкротом отказано из-за отсутствия признаков банкротства либо производство по делу прекращено ввиду необоснованного его возбуждения, однако руководитель был отстранен от должности определением суда в ходе наблюдения. Представляется, что период отстранения при таких обстоятельствах оплачиваться не должен, так как руководитель отстранен за конкретные правонарушения - действия, которые он не вправе был совершать при наличии судебного акта о введении наблюдения. Законодательством специально предусмотрена процедура наблюдения, которая не направлена на ликвидацию предприятия, отстранение органов управления и преследует цель разобраться в ситуации на предприятии, предпринять меры, направленные на финансовое оздоровление должника и т. д.

С учетом изложенного было бы целесообразно закрепить в законодательстве дополнительное основание расторжения трудового договора с руководителем организации - введение внешнего управления. При этом отстраненный в ходе наблюдения руководитель при ином решении арбитражного суда автоматически восстанавливался бы на работе.

Название документа