Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В апреле 2008 г. она приобрела и в том же месяце оплатила призы для вручения победителям розыгрышей во время проведения массовой рекламной кампании. Их общая стоимость составляет 200 000 руб. В каком порядке указанные расходы будут учитываться при исчислении налога, взимаемого в связи с применением УСН, в случае если предполагаемый размер выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, составит: в I полугодии 2008 г. - 11 000 000 руб.; за 9 месяцев 2008 г. - 17 000 000 руб.; за 2008 г. - 22 000 000 руб.?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в целях данного Федерального закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

Расходы, указанные в п. 1 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (абз. 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Из норм абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ следует, что расходы, указанные в пп. 20 п. 1 данной статьи, принимаются в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций.

Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

В абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ приведен исчерпывающий перечень расходов организации на рекламу, которые в целях гл. 25 НК РФ включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в полном объеме. Расходы на приобретение призов для вручения победителям розыгрышей во время проведения массовой рекламной кампании в нем не упомянуты. Такие расходы являются нормируемыми и признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Это подтверждается нормами абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, при исчислении налоговой базы по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, организация вправе уменьшить доходы на расходы на рекламу, осуществленные в апреле 2008 г., в следующем порядке:

- за I полугодие 2008 г. - на 110 000 руб. (11 000 000 руб. x 1%);

- за 9 месяцев 2008 г. - на 170 000 руб. (17 000 000 руб. x 1%), т. е. учесть дополнительно в III квартале 2008 г. расходы на рекламу в сумме 60 000 руб. (170 000 руб. - 110 000 руб.);

- за 2008 г. - на 200 000 руб., т. е. на всю сумму фактически произведенных и полностью оплаченных расходов на рекламу, поскольку данная сумма составляет менее 1% выручки от реализации за 2008 г. (22 000 000 руб. x 1% = 220 000 руб.). При этом организация учитывает в IV квартале 2008 г. оставшуюся сумму расходов на рекламу в размере 30 000 руб. (200 000 руб. - 110 000 руб. - 60 000 руб.).

Указанные расходы признаются после фактической оплаты при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т. е. признания их обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таковы требования абз. 1 п. 2 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Е. Н.Коломина

Консалтинговая группа "ИнтерСофт"

21.04.2008