Является ли основанием для отказа в применении льготы по НДС, установленной в отношении лицензируемой деятельности, нарушение налогоплательщиком требований лицензионного законодательства?
Ответ: Налоговые органы, руководствуясь ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и нормами соответствующих положений о лицензировании отдельных видов деятельности, иногда отказывают налогоплательщикам в праве применения льготы по НДС в отношении лицензируемой деятельности при нарушении требований лицензионного законодательства.
Вместе с тем следует учитывать следующее. Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административном правонарушении. При этом в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил соответствующее нарушение, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложения административного штрафа при осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 14.1). Таким образом, можно сделать вывод, что, если при несоблюдении лицензиатом лицензионных требований лицензирующий орган не обращается в суд с целью приостановления действия лицензии или ее аннулирования, лицензиат вправе продолжать лицензируемую деятельность.
Что касается НДС, то в соответствии с п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ операции, перечисленные в ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление лицензируемой деятельности. Несмотря на то что налоговое законодательство не поясняет - правомерно ли применять льготу по НДС в отношении лицензируемой деятельности в случае нарушения требования лицензионного законодательства, из изложенного представляется логичным заключение - да, это правомерно. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает данный вывод.
Согласно судебной практике несоблюдение нормативов, указанных в лицензии, влечет последствия только в отношении действия лицензии. И при наличии у налогоплательщика лицензии использование им льготы по НДС в отношении лицензируемой деятельности правомерно. Такой позиции придерживается, в частности, ФАС Уральского округа в Постановлениях от 11.01.2008 N Ф09-10519/07-С2 и от 10.12.2007 N Ф09-10285/07-С2, а также ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 05.05.2004 N Ф04/2386-345/А70-2004.
Так, ФАС Западно-Сибирского округа признал неправомерным решение налогового органа, в соответствии с которым налогоплательщику было отказано в применении льготы по НДС, установленной пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении оказания медицинских услуг, ввиду несоблюдения лицензионных требований и условий. При этом суд указал, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и нормами Положения о лицензировании медицинской деятельности действие лицензии может быть приостановлено или прекращено только по решению лицензирующего органа. В целях налогообложения лицензия является подтверждением того факта, что налогоплательщик занимается именно тем видом деятельности, по которой он освобождается от уплаты НДС. Несоблюдение отдельных требований, в соответствии с которыми получена лицензия, в том числе осуществление деятельности по иному адресу, чем указано в лицензии, могло являться условием для приостановления или аннулирования лицензии в установленном законом порядке, но не является основанием для ограничения прав налогоплательщика.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 11.01.2008 N Ф09-10519/07-С2 рассмотрел доводы налогового органа о неправомерности применения налогоплательщиком льготы по НДС, установленной пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ (оказание услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях), ввиду превышения фактической численности детей, посещающих учреждение (117 человек), над нормативами, установленными в соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (107 человек). Полагая, что оказываемые услуги в части, превышающей установленную лицензией численность детей (10 человек), не подлежат освобождению от обложения НДС, налоговый орган сделал вывод о занижении учреждением налоговой базы по данному налогу. Судом указано, что в силу ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия предоставляется на осуществление определенного вида деятельности. Несоблюдение нормативов, указанных в лицензии или приложении к ней, является нарушением лицензиатом требований лицензирования, влекущим последствия относительно действия лицензии. Поскольку факт наличия у налогоплательщика лицензии установлен судами, подтвержден материалами дела и налоговым органом не оспаривается, учреждение имеет право на использование льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса.
Таким образом, нарушение налогоплательщиком требований лицензионного законодательства не является основанием для отказа в применении льготы по НДС, установленной в отношении лицензируемой деятельности.
Вместе с тем, ввиду спорности разрешения рассматриваемого вопроса, предлагаем налогоплательщику самостоятельно принять решение с учетом изложенной информации. При этом налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Если, по мнению налогоплательщика, акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он имеет право на их обжалование в соответствии со ст. ст. 137, 138 НК РФ.
Е. В.Забавникова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
15.04.2008