1. Надо ли получать разрешение на выброс загрязняющих веществ от передвижного источника (машины), если организация является субъектом малого предпринимательства? Предусмотрены ли штрафы за отсутствие разрешения?

2. Какова ответственность за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, если сама плата внесена в бюджет вовремя?

Ответ: 1. Получать разрешение на выброс загрязняющих веществ от передвижного источника (машины) не нужно, поскольку в настоящее время законодательство не устанавливает порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных средств и иных передвижных средств. В качестве такого разрешения владелец транспортного средства может предъявить талон о прохождении государственного технического осмотра ТС.

В ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Однако к ней не может привлекаться организация - субъект малого предпринимательства, не имеющая разрешения на выброс загрязняющих веществ от передвижного источника (машины), поскольку порядок получения такого разрешения не предусмотрен законодательством.

2. КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих ответственность за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако это нарушение может быть квалифицировано контролирующими органами по ст. 8.5 КоАП РФ (обратите внимание, что суды, как правило, признают такую квалификацию неверной) или по ст. 19.7 КоАП РФ. По нашему мнению, если расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не представлен, но сама плата внесена в бюджет вовремя, наступление ответственности за непредставление расчета платы маловероятно.

Обоснование: 1. Порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух регламентирован положениями Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 96-ФЗ порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных средств и иных передвижных средств устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В настоящее время такой порядок в отношении передвижных средств не установлен.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 утвержден Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Технический регламент). Согласно п. 7 Технического регламента требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, а также сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.

В силу Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, таким документом является паспорт транспортного средства, куда вносится информация "Экологический класс" в соответствии с требованиями Технического регламента. При несоответствии экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента паспорта не выдаются (п. 70 указанного Положения).

Следовательно, разрешения на выбросы загрязняющих веществ для эксплуатации передвижных источников выброса (в том числе машин) получать не нужно. Такой вывод сформулировал Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.10.2010 по делу N А81-993/2010.

Ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена в ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Вместе с тем ответственность по этой статье не может наступать за отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ для эксплуатации передвижных источников выброса (в том числе машин), поскольку порядок получения такого разрешения не предусмотрен законодательством.

2. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения и представления. Согласно п. 1 этого Порядка расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Согласно п. 3 указанного Порядка расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

КоАП РФ предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41). Ответственности за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в КоАП РФ прямо не предусмотрено.

Вместе с тем непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду иногда квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" КоАП РФ. Эта норма устанавливает ответственность в виде штрафа за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а также за искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. Размер штрафа по ст. 8.5 КоАП РФ для граждан составляет от пятисот до одной тысячи рублей, для должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей, для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как показывает анализ арбитражной практики, суды считают привлечение к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконным (например, Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 по делу N А39-179/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А36-5585/2012, от 26.09.2011 по делу N А48-1081/2011). Так, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 N 15АП-8899/2010 разъяснено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду. По мнению суда, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду - это документ, содержащий сведения о размере платы.

Полагаем, что за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду может грозить ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Эта норма устанавливает ответственность, в частности, за непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

С. В.Тимошкова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

С. В.Соболева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

11.11.2013