Вправе ли организация представить уточненную налоговую декларацию (в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате) после окончания в 2013 г. выездной налоговой проверки, проведенной на основании п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации?

Ответ: Ликвидационная комиссия от лица организации вправе представить уточненную налоговую декларацию после окончания выездной налоговой проверки, проведенной на основании п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ. При этом такая декларация не считается поданной с нарушением срока. Также налогоплательщик (организация) освобождается от ответственности, если по результатам проверки не были выявлены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации и (или) ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Обоснование: Статья 19 НК РФ признает налогоплательщиками и плательщиками сборов организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств этой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 49 НК РФ суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном НК РФ (абз. 1 данного пункта). При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации (абз. 3 данного пункта).

Абзац 2 п. 1 ст. 81 НК РФ гласит, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Подпункт 2 п. 4 той же статьи предусматривает, что если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

При этом п. 11 ст. 89 НК РФ не содержит никаких исключений по данному вопросу.

Таким образом, организация в лице ликвидационной комиссии вправе представить уточненную налоговую декларацию после окончания выездной налоговой проверки, проведенной на основании п. 11 ст. 89 НК РФ. При этом такая декларация не считается поданной с нарушением срока. Также налогоплательщик (организация) освобождается от ответственности, если по результатам проверки не были выявлены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации и (или) ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Я. Г.Боровиков

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.11.2013