Могут ли федеральные бюджетные учреждения предусматривать авансовые платежи при заключении договоров на поставку товаров, подлежащих оплате за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности указанных организаций?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Закон N 198-ФЗ) средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено Законом N 198-ФЗ.

При этом Закон N 198-ФЗ не содержит нормы, ограничивающей право получателей средств федерального бюджета предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пункт 6 Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусматривает, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи:

в размере 100% суммы договора (контракта) - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа - и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, а также по договорам, подлежащим оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

в размере до 30% суммы договора (контракта) - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, оплата федеральными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляется в соответствии со сметами доходов и расходов и в пределах остатков средств на их лицевых счетах в размере до 100% и до 30% суммы договора в зависимости от типа заключаемой сделки.

Следовательно, федеральные учреждения вправе предусмотреть авансовые платежи при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если это предусмотрено сметами доходов и расходов и в пределах остатков средств на их лицевых счетах.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

09.04.2008