Авиакомпания продает электронные билеты через Интернет. Оплата производится с использованием платежной карты клиента, то есть покупатель оплачивает услуги дистанционно. Можно ли привлечь авиакомпанию к ответственности за неприменение ККТ?

Ответ: Почти все организации при наличных расчетах и расчетах с использованием платежных карт за оказанные ими услуги (в том числе за авиаперевозки) должны применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности (БСО) (ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", далее - Закон о ККТ).

При продаже авиакомпанией обычного пассажирского билета в настоящее время (до 01.06.2008) применять ККТ не требуется, поскольку бланк билета является БСО (Письмо Минфина России от 29.05.1998 N 16-00-27-23, п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171).

Действующим законодательством предоставляется и возможность оформления электронного пассажирского билета, используемого при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров (п. п. 3 - 6 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, Приказ Минтранса России от 08.11.2006 N 134).

Частью электронного билета является маршрут/квитанция и в ней указываются те же сведения, что и в обычном бумажном билете (пп. 2б п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134, п. 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171). При этом маршрут/квитанция электронного пассажирского билета дополнительно должна быть оформлена на бланке обычного пассажирского билета или же к данной маршрут/квитанции должен быть выдан чек ККТ, подтверждающий оплату перевозки (п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134).

Таким образом, авиакомпания при оформлении электронного билета обязана дополнительно оформить обычный пассажирский билет или пробить чек ККТ. Однако выполнить требование об одновременной передаче клиенту этих документов при дистанционной оплате электронного билета не представляется возможным. Ведь покупатель и продавец находятся в разных местах и общаются посредством электронной связи. Но авиакомпания все равно должна оформить эти документы и выдать их клиенту по его первому требованию (п. 3 ст. 105 ВК РФ).

Вместе с тем контролирующими органами может быть сделан вывод о том, что в рассматриваемой ситуации авиакомпанию можно привлечь к административной ответственности за неприменение ККТ (ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).

На наш взгляд, при одновременном оформлении вместе с электронным билетом обычного пассажирского билета или пробитии чека ККТ событие административного правонарушения отсутствует, а значит, и привлечение к административной ответственности невозможно (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Ведь организация, оформляя все необходимые документы, не передает их заказчику услуг по объективным причинам. На наш взгляд, по смыслу законодательства о ККТ выдача покупателю (клиенту) чека ККТ или БСО заключается как раз в своевременном оформлении этих документов (пробитии чека ККТ или выписке БСО) организацией-продавцом. Неполучение же покупателем (клиентом) этих документов по собственной инициативе, что и происходит при приобретении электронного билета через сеть Интернет, не может приравниваться к неприменению ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ, п. п. 1, 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16). К аналогичным выводам приходили и суды, рассматривавшие споры о правомерности привлечения к ответственности за неприменение ККТ в ситуациях, когда чек ККТ был пробит, но покупатель его не взял (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2005 N А65-895/05-СА2-38, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 N А56-45128/2006).

В противном случае теряет смысл сама возможность продажи электронных билетов и других видов товаров, оплата которых производится дистанционно.

Однако арбитражной практики по делам о привлечении к ответственности за неприменение ККТ при дистанционной продаже и оплате товаров (работ, услуг) в настоящее время нет. Поэтому предсказать, какое решение примет суд в конкретном споре, мы не беремся. Но в случае возникновения таких претензий со стороны контролирующих органов организация может воспользоваться приведенной нами аргументацией.

Т. В.Еферова

Издательство "Главная книга"

07.04.2008