Должна ли организация уплачивать транспортный налог в отношении зарегистрированных на нее, но фактически отсутствующих транспортных средств?

Ответ: Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в органах ГИБДД или гостехнадзора, а плательщиками - лица, на которых эти транспортные средства зарегистрированы (ст. 357, п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938). Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или права собственности на него.

Исходя из этого, мы считаем, что если транспортное средство зарегистрировано на организацию, но фактически отсутствует, независимо от причин отсутствия (списано, утилизировано, продано, повреждено и не подлежит ремонту, вообще не поступало в организацию) организация должна уплачивать за него транспортный налог.

Такая точка зрения поддерживается и некоторыми окружными арбитражными судами, в частности ФАС Северо-Западного округа (Постановления от 03.09.2007 N А56-50465/2006, от 12.09.2006 N А26-11139/2005-27, от 26.04.2005 N А66-8156/2004).

В то же время, по мнению арбитражных судов ряда других округов, регистрация транспортного средства при его фактическом отсутствии не является основанием для уплаты налога. Например, ФАС Поволжского округа (Постановление от 11.10.2007 N А65-21847/2006-СА1-19) и ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 14.05.2007 N А28-7221/2006-189/23) поддержали налогоплательщиков, не плативших налог по транспортным средствам, списанным в силу истечения срока эксплуатации, но не снятым с учета в ГИБДД. А ФАС Центрального округа (Постановление от 23.01.2007 N А09-5988/06-30) согласился с тем, что налогообложению не подлежат транспортные средства, зарегистрированные на организацию, но фактически не переданные ей при реорганизации.

Противоречивая практика сложилась в Уральском округе. ФАС Уральского округа принимались решения, как соответствующие нашей точке зрения (Постановление от 18.10.2007 N Ф09-8501/07-С3), так и противоположные (Постановления от 14.11.2007 N Ф09-9348/07-С3, от 29.11.2005 N Ф09-5081/05-С1). Кроме того, рассматривая одно из дел, ФАС Уральского округа пришел к выводу, что обязанность организации по уплате налога зависит не только от регистрации и фактического наличия транспортных средств, но также от обстоятельств их постановки на учет и возможных препятствий для снятия с учета (Постановление от 30.08.2007 N Ф09-5897/07-С3). То есть, по мнению суда, организация может быть освобождена от обязанности по уплате налога, если снятие отсутствующего транспортного средства с учета было невозможно по не зависящим от нее причинам.

Исходя из вышеизложенного, организации нужно самостоятельно принять решение о том, уплачивать ли транспортный налог по фактически отсутствующим, но зарегистрированным на нее транспортным средствам. При этом необходимо учитывать, что если организация примет решение не платить налог, скорее всего, это приведет ее к претензиям со стороны налоговых органов, оспаривать которые придется в судебном порядке. Поэтому при принятии решения надо обратить внимание на сложившуюся в соответствующем округе арбитражную практику, а также сопоставить экономию на транспортном налоге с предполагаемыми судебными расходами.

Кроме того, в любом случае организации следует принять меры по своевременному снятию с учета выбывших из эксплуатации транспортных средств.

А. П.Кошелев

Издательство "Главная книга"

07.04.2008