Реклама, проводимая организацией, была признана налоговым органом ненадлежащей, поскольку рекламная информация о деятельности организации, размещаемая в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, не содержала пометку "на правах рекламы". В связи с этим инспекция доначислила организации налог на прибыль, исключив из расходов затраты на ненадлежащую рекламу. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ: Действительно, позиция контролирующих органов такова, что из расходов организации исключаются затраты на ненадлежащую рекламу. Обосновывается такая точка зрения следующим образом. Ненадлежащая реклама на территории РФ запрещена (ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ)). Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно содержать пометку "реклама" или пометку "на правах рекламы" (ст. 16 Закона N 38-ФЗ). Реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, признается ненадлежащей рекламой (п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). Поэтому расходы на ненадлежащую рекламу не учитываются для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, п. 2 Письма Минфина России от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201).
Однако, на наш взгляд, такая позиция не вполне корректна. Расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, ее товарного знака или знака обслуживания для целей налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов организации (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Расходами признаются обоснованные, экономически оправданные и документально подтвержденные затраты организации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Наличие в рекламе признаков ненадлежащей рекламы не подразумевает экономическую необоснованность данных расходов при условии, что распространенная информация отвечает определению рекламы. При этом налоговое законодательство не связывает учет расходов на рекламу с тем, является ли она надлежащей. Более того, вынести решение о признании рекламы ненадлежащей вправе только антимонопольный орган (ст. 33, п. 3 ст. 36 Закона N 38-ФЗ), налоговые органы такими полномочиями не наделены.
Поэтому если размещаемая информация об организации соответствует понятию рекламы, то есть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к организации или реализуемым ею товарам и поддержание интереса к ним (п. п. 1 - 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ), то, даже если она не содержала пометки "на правах рекламы", расходы на нее учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. С этим выводом соглашаются и многие суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 N А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1, ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 N 09АП-12635/2007-АК).
А. Н.Краснопеева
Издательство "Главная книга"
07.04.2008