Налоговый орган по результатам проверки вынес решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за непостановку на учет объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес - игровых автоматов типа "кран-машина" с вещевым выигрышем. Правомерны ли действия налогового органа, учитывая, что предприниматель зарегистрирован в сентябре 2003 г. и с этого времени использует данные автоматы?
Ответ: Налоговое законодательство, действовавшее на момент государственной регистрации предпринимателя и установки им автоматов типа "кран-машина", определяло игровой автомат как оборудование, используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем (ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", утратившего силу с 01.01.2004). Таким образом, автомат типа "кран-машина" в этом периоде не являлся объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.
С 01.01.2004 под игорным автоматом понимается специальное оборудование, используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша (ст. 364 Налогового кодекса РФ). Таким образом, автомат типа "кран-машина" с 01.01.2004 является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес и подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (п. 2 ст. 366 НК РФ).
Однако законодательство, действующее на момент регистрации предпринимателя, предусматривало, что, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", утратившего силу с 01.01.2008).
ВАС РФ, ссылаясь на Определения Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 N 111-О и от 07.02.2002 N 37-О, отметил недопустимость возложения на предпринимателя дополнительного налогового бремени, связанного с необходимостью исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес. Кроме того, норма ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них (Определение ВАС РФ от 15.01.2007 N 13381/06, Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2007 N 13381/06).
Следовательно, норма, устанавливающая обязанности по регистрации данных автоматов в налоговом органе (п. 2 ст. 366 НК РФ), а также по исчислению и уплате налога на игорный бизнес (ст. 364 НК РФ), не подлежит применению в рассматриваемом случае в течение 4 лет с момента государственной регистрации предпринимателя.
Таким образом, обязанность по регистрации автомата и уплате налога на игорный бизнес в данном случае возникла у предпринимателя только с октября 2007 г. Поэтому, если проверка проводилась за более ранние периоды, доначисление предпринимателю налога на игорный бизнес и привлечение его к ответственности за непостановку на учет игровых автоматов типа "кран-машина" неправомерны.
О. Г.Хмелевской
Издательство "Главная книга"
07.04.2008