Организация зарегистрирована на "массовом" адресе. Фактическое месторасположение организации иное (заключен договор аренды). Чтобы изменить юридический адрес, организация арендовала еще помещение по третьему адресу, где планирует зарегистрироваться юридически с внесением соответствующих изменений в сведения ЕГРЮЛ. Таким образом, у организации будут в Москве: 1) адрес по учредительным документам (имеется договор аренды); 2) адрес, по которому организация будет продолжать свою деятельность (имеется договор аренды). То есть у организации два договора аренды на разные помещения в разных районах Москвы. Возникает ли в таком случае обособленное подразделение? Если да, то по какому адресу?

Ответ: На основании п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

При этом организация обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по своему месту нахождения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

С точки зрения НК РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

- территориальная обособленность;

- наличие оборудованных стационарных рабочих мест;

- осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

При этом одним из оснований для постановки на налоговый учет обособленного подразделения организации будет создание именно стационарного рабочего места на срок более одного месяца.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, если по месту аренды помещения по адресу 1 не будут созданы стационарные рабочие места, то можно констатировать, что у организации не будет создано обособленное подразделение по этому адресу и у нее нет обязанности по постановке его на налоговый учет.

В данном случае интерес представляют Письма Минфина России (от 25.10.2004 N 03-02-07/57; от 09.11.2004 N 03-02-07/81; от 21.07.2005 N 03-01-10/6-334; от 24.05.2006 N 03-02-07/1-129), в которых был рассмотрен вопрос о необходимости создания и постановки на налоговый учет обособленного подразделения в случае, если по тем или иным причинам стационарное рабочее место организацией не будет создаваться.

Так, в частности, в Письмах было указано, что даже если сотрудник работает в другом городе, однако у него нет стационарного рабочего места, то необходимости создания и постановки на налоговый учет обособленного подразделения у данной организации нет.

Кроме того, обратим внимание на то, что одним из обязательных признаков обособленного подразделения, которое нужно регистрировать, является его территориальная обособленность. Законодательство о налогах и сборах определения территориальной обособленности не дает.

Однако Департамент налоговой политики Минфина России еще в 2001 г. указал, что территориальная обособленность может определяться территорией города, улицы или района в городе (Письмо Минфина России от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87). Таким образом, по мнению Минфина России, критерий территориальной обособленности - адрес (с точностью до номера дома).

Это означает, что в целях налогообложения подразделение, находящееся на территории того же муниципального образования, что и организация, но по другому адресу, является территориально обособленным.

Следует отметить, что в настоящее время законодательство РФ не предусматривает разделения адресов организации на юридический (по которому организация зарегистрирована) и фактический (по которому организация непосредственно осуществляет свою деятельность).

Налоговые органы не раз отмечали, что у организации не может быть двух адресов - юридического и фактического, может быть только место нахождения - то есть то место, по которому произведена государственная регистрация организации (Письмо УМНС России по г. Москве от 03.10.2003 N 21-09/55011).

Так, согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация организации осуществляется по указанному в заявлении о регистрации месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации (руководителя) или иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности.

Таким образом, основным признаком так называемого юридического адреса является наличие по нему постоянно действующего исполнительного органа (руководителя организации).

Нахождение руководителя по юридическому адресу не означает, что руководитель должен постоянно физически присутствовать по указанному адресу. Под нахождением руководителя по юридическому адресу подразумевается то, что у контрагентов и проверяющих органов должна быть возможность найти его по этому адресу, связаться с ним. Руководитель должен иметь возможность знакомиться с почтой, приходящей на юридический адрес, и т. п.

Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Другими словами, в учредительных документах юридического лица в обязательном порядке содержатся сведения о месте его нахождения, т. е. фактически сведения о юридическом адресе организации. Поэтому, если организация меняет свое местонахождение, в обязательном порядке должны быть внесены изменения и в учредительные документы организации.

После того как решение о внесении в учредительные документы организации изменений, связанных со сменой места нахождения, надлежащим образом оформлено (протокол общего собрания органа, принявшего соответствующее решение), необходимо, чтобы данное решение стало обязательным не только для самой организации, но и для третьих лиц. Для этого произведенные изменения нужно зарегистрировать, ведь согласно п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц только с момента их государственной регистрации.

Напомним, что порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регламентирован Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Заметим, что практический смысл в указании в учредительных документах адреса помещения, которое специально для этих целей арендовано (адрес 1), если по нему не будут находиться работники организации, отсутствует. Так как может сложиться ситуация, когда налоговый орган в случае проверки установит, что в действительности компания находится в другом месте, где она и осуществляет свою деятельность, и потребует внесения соответствующих изменений в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Одним из оснований для постановки на налоговый учет обособленного подразделения организации является создание хотя бы одного стационарного рабочего места на срок более одного месяца. Поэтому, если по какому-либо адресу у организации не будет ни одного стационарного рабочего места, то регистрировать обособленное подразделение нет необходимости. В рассматриваемом случае возможны следующие варианты:

- если в учредительных документах будет указан адрес 1, то в этом случае адрес 2, по которому компания фактически осуществляет свою деятельность и по которому оборудованы стационарные рабочие места, будет являться обособленным подразделением организации, которое подлежит постановке на налоговый учет на основании ст. 83 НК РФ;

- если адрес 2, по которому компания фактически осуществляет свою деятельность, будет указан в учредительных документах в качестве местонахождения компании, то тогда помещение по адресу 1, если там будут оборудованы стационарные рабочие места, будет являться обособленным подразделением организации, которое надо будет поставить на налоговый учет. Если рабочие места оборудованы не будут, то регистрировать в налоговом органе обособленное подразделение не надо.

Н. В.Вахитова

Аудиторская компания "Верген Аудит"

02.04.2008