Каков порядок представления налоговой декларации по ЕСН, НДФЛ, транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу в случае реорганизации юридического лица?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 1 апреля 2008 г. N 09-14/031191.1
Согласно п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
На основании п. 3 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Согласно п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном в НК РФ для налогоплательщиков.
В соответствии с п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Согласно п. 6 ст. 50 НК РФ при разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
В п. 1 ст. 55 НК РФ установлено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
На основании п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Об этом сказано в п. 3 ст. 55 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 55 НК РФ правила, предусмотренные в п. п. 2 и 3 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
На основании п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Реорганизация юридического лица в форме разделения завершается с момента государственной регистрации возникших в результате такой реорганизации юридических лиц.
В п. 1 ст. 243 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по ЕСН по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).
Налоговые декларации по ЕСН за 2007 г. и за последний налоговый период 2008 г. (с 1 января по день реорганизации) по реорганизуемой организации представляются его правопреемником в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника. Указанные налоговые декларации могут быть представлены самой организацией до завершения ее реорганизации в инспекцию по месту постановки на учет.
В НК РФ не установлены специальные сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций при реорганизации организации.
Следовательно, декларации по ЕСН в условиях реорганизации представляются в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н утверждены форма налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения.
Согласно утвержденному Порядку декларация по ЕСН, в том числе на титульном листе, отражает реквизиты налогоплательщика.
Таким образом, реквизиты на титульном листе декларации по ЕСН реорганизованной организации отражают сведения об организации, которая существовала до начала проведения в отношении нее процедуры реорганизации.
На основании ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, и представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Об этом сказано в ст. 230 Налогового кодекса РФ.
Порядок правопреемства при реорганизации юридического лица в части представления сведений о доходах физических лиц законодательством о налогах и сборах не установлен.
Согласно п. 1 ст. 50 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, определенном в ст. 50 НК РФ.
Следовательно, до момента прекращения своей деятельности реорганизованное в форме разделения юридическое лицо обязано представить сведения о доходах физических лиц за 2007 г. и за часть периода текущего года.
В ст. 357 НК РФ предусмотрено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В случае если транспортные средства реорганизованного общества переходят к двум правопреемникам, каждый правопреемник реорганизованной организации обязан представить единую декларацию по транспортному налогу за весь налоговый период 2008 г. В данной декларации необходимо исчислить сумму транспортного налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших реорганизованному обществу и принятых на баланс вновь возникшими юридическими лицами.
Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н утверждены форма налоговой декларации по транспортному налогу и Порядок ее заполнения.
В п. 1 ст. 374 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При этом в п. 1 ст. 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, которая сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
При этом в гл. 30 НК РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций, реорганизованных в течение налогового (отчетного) периода. Поэтому при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, установленный в п. 4 ст. 376 НК РФ, с учетом ст. 379 НК РФ.
На основании ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть средняя за календарный год) стоимость имущества организации, при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества необходимо учитывать общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (то есть квартале, полугодии и девяти месяцах календарного года).
Следовательно, расчет среднегодовой стоимости имущества реорганизуемой организации в форме разделения производится в общеустановленном порядке с учетом ст. 379 НК РФ.
Налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за последний налоговый период за реорганизованную организацию представляют в налоговый орган по месту своего учета правопреемники согласно разделительному балансу, если указанная декларация не была представлена реорганизованной организацией в налоговый орган самостоятельно до ее снятия с учета в установленном порядке. На титульном листе и других листах декларации указываются реквизиты реорганизованной организации.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено следующее. В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на организации и физических лиц зарегистрированы указанные права либо имеются соответствующие акты (постановления, распоряжения, решения и др.), изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
Кроме того, в ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлена обязанность государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе в отношении земельных участков.
В соответствии со ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Н. В.ПРОКАЕВА
01.04.2008