Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания в г. Уфе через столовую. С 2003 г. индивидуальный предприниматель в отношении данной деятельности платит налоги в рамках упрощенной системы налогообложения (было выдано уведомление ИФНС). По мнению предпринимателя, в Налоговом кодексе РФ в редакции за 2003 - 2005 гг. четкого ответа на вопрос, что считать услугами общественного питания, нет. Также, учитывая, что предприниматель реализует через столовую продукцию собственного производства, по его мнению, в отношении указанной деятельности единый налог на вмененный доход применяться не должен. Что касается площади зала обслуживания посетителей, то по схеме предпринимателем самостоятельно в данную площадь был включен зал обслуживания посетителей, раздача, посудомоечная, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, кассовый узел, туалет, а также площадь проходов для посетителей, так как входы в столовую располагаются с двух сторон здания. В связи с этим у предпринимателя возник ряд вопросов. Во-первых: вправе ли предприниматель оставаться на упрощенной системе налогообложения, так как переход на уплату единого налога на вмененный доход значительно ухудшит положение столовой? Во-вторых: правомерно ли отнесение указанных выше площадей столовой к площади зала обслуживания посетителей?

Ответ: Пунктом 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 настоящего Кодекса.

При этом объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Поэтому предпринимательская деятельность по реализации через столовую продукции собственного производства (изготовления) относится к услугам общественного питания и переводится на уплату единого налога на вмененный доход.

Обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае введения специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков соответствующей территории, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные ст. 346.26 Кодекса.

Согласно решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15.11.2007 N 29/14 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан единый налог на вмененный доход применяется в отношении, в частности, предпринимательской деятельности по предоставлению услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.

Таким образом, в отношении деятельности столовой индивидуальный предприниматель должен применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Индивидуальный предприниматель может перейти на иной режим налогообложения, в частности на упрощенную систему налогообложения, в отношении деятельности столовой только в том случае, если площадь зала обслуживания посетителей указанного объекта общественного питания составляет более 150 кв. м.

Также следует отметить, что под площадью зала обслуживания посетителей следует понимать площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемую на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 Кодекса).

При этом площадь иных помещений, где потребление пищи и проведение досуга не предусмотрено (например, кухня, место раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, посудомоечная, площади рабочих мест обслуживающего персонала, подсобные помещения и т. д.), в площадь зала обслуживания включаться не должны.

Одновременно сообщаем, что в целях применения гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

М. С.Скиба

Главный специалист-эксперт

отдела специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

01.04.2008