Возникает ли у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность составлять авансовый отчет для учета средств, выданных подотчетному лицу?
Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Согласно п. 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, оформление кассовых операций осуществляется согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций в РФ).
Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
На основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными документами.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. При этом документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
В то же время следует учитывать, что в силу п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Как указывают налоговые органы, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна для учета средств, выданных подотчетному лицу, составлять авансовый отчет.
Так, УФНС России по г. Москве в Письме от 18.01.2007 N 18-11/3/03895@ указало, что для расчетов с подотчетными лицами предусмотрен унифицированный первичный документ - авансовый отчет. Форма авансового отчета (форма N АО-1) утверждена Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.
Такой же позиции налоговые органы придерживались и ранее (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2005 N 18-11/3/94150).
Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлениях от 29.08.2005 N Ф04-5608/2005(14326-А27-35) и от 29.08.2005 N Ф04-5607/2005(14328-А27-35) рассмотрел ситуации, в которых по результатам проведенной налоговым органом налоговой проверки было принято решение о доначислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы минус расходы), и пеней за его несвоевременную уплату. Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению налогового органа, отсутствие документально подтвержденных расходов. Суд указал, что в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 для учета кассовых операций, авансовый отчет не указан в качестве кассового документа. С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что авансовый отчет не относится к числу кассовых документов и является документом бухгалтерского учета, от ведения которого налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобожден, и непредставление налогоплательщиком авансовых отчетов не могло повлиять на исчисление налоговой базы.
Однако Арбитражный суд Московской области в Решении от 24.10.2006, 31.10.2006 N А41-К2-10693/06, а далее и Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 10.01.2007, 17.01.2007 N А41-К2-10693/06 посчитали, что авансовые отчеты являются необходимыми документами для подтверждения расходов по затратам при уплате налога налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения. Тем не менее Постановлением ФАС Московского округа от 12.04.2007, 19.04.2007 N КА-А41/2601-07 данные решения отменены, дело передано на новое рассмотрение и окончательного решения по нему еще нет.
Таким образом, у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, возникает обязанность для учета средств, выданных подотчетному лицу, составлять авансовый отчет. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
28.03.2008