У организации отсутствуют правоустанавливающие документы на пользование земельным участком, которым она фактически владеет. Должна ли организация в данном случае уплачивать земельный налог и представлять в налоговые органы отчетность по земельному налогу?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В ст. 388 НК РФ прописано, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

ФНС России в Письме от 11.01.2006 N 21-4-04/2 разъяснила, что по вопросу о земельном налоге организации и физические лица, не оформившие правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды, обязаны уплачивать земельный налог.

Минфин России в Письмах от 13.02.2006 N 03-06-02-04/19, от 14.12.2005 N 03-06-02-04/107 придерживался аналогичной позиции.

Суды в данной ситуации единогласны.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.10.2003 N 7644/03 отмечается, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю (аналогичные выводы указаны в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.07.2006 N А19-2054/06-24-Ф02-3413/06-С1 по делу N А19-2054/06-24, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2006 N Ф04-6631/2006(27244-А27-35) по делу N А27-1341/2006-6).

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.12.2005 по делу N А29-10043/2004а суд приходит к выводу, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может являться основанием для освобождения истца от уплаты земельного налога при фактическом использовании участка.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, а также сформировавшуюся судебную практику, у организации, у которой отсутствуют правоустанавливающие документы на пользование земельным участком, которым она фактически пользуется, возникает обязанность уплачивать земельный налог и представлять в налоговые органы отчетность по земельному налогу.

Причем в Письме ФНС России от 21.07.2006 N ММ-6-21/714@, где приводится Письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-06-02-02/37 о порядке уплаты земельного налога, сказано, что организации и физические лица, которые не имеют правоустанавливающих документов на используемые ими земельные участки, в том числе и по договорам аренды зданий и сооружений, должны привлекаться к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.03.2008