Передача как объект смежных прав
(Туктаров Ю. Е.) ("Журнал российского права", N 10, 2000) Текст документаПЕРЕДАЧА КАК ОБЪЕКТ СМЕЖНЫХ ПРАВ
Ю. Е. ТУКТАРОВ
Туктаров Юрий Евгеньевич - юрист компании "Транссити Трей Инвест Лтд", слушатель Российской школы частного права.
Право представляет собой в некоторой степени обособленное явление со своими закономерностями существования и развития. Ему не присуще "рабское копирование действительности". Законодатель формирует нормы сообразно целям правового регулирования конкретной сферы социальных связей, что не всегда совместимо с адекватным ее отражением. Так рождаются специально конструируемые правовые образования, с помощью которых решаются вопросы регламентации соответствующих отношений. Исследование такого образования возможно в основном путем анализа норм права. Объект смежных прав вещателя и есть результат такого конструирования, поэтому его признаки будут рассматриваться прежде всего через изучение действующих и разрабатываемых норм. Правовая охрана интересов участников общественных отношений невозможна без четкого представления об объекте таких отношений, особенно когда речь идет о социальных связях, являющихся предметом гражданско - правового регулирования. Независимо от того, решается ли вопрос о введении новых правил поведения либо оцениваются уже существующие, важно в первую очередь выяснить признаки объекта отношений, подлежащих регулированию или уже урегулированных. В юридической литературе существенным признаком "передачи" (вещателя) называют определенные действия или физические явления. Соответственно, под "передачей" понимают либо "распространение сигналов", "вещание", либо "сигналы", "программы", "совокупность материала". В Международной конвенции об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, заключенной 26 октября 1961 года в Риме (далее - Римская конвенция) словосочетание "передача в эфир" используется в двух значениях. Во-первых, как передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой (абз. "с" п. 1 ст. 3), что соответствует английскому термину "broadcasting". Во-вторых, то, что доступно для восприятия публикой и можно ретранслировать, записать, передать для всеобщего сведения (ст. 13), - соответственно "broadcast". Первое соответствует термину "распространять", второе - "программа". В рамках проводимой в России кодификации Исследовательским центром частного права при Президенте Российской Федерации разработан проект части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - проект), который содержит и положения об объекте прав вещателя <*>. Так, проект в качестве объекта называет: -------------------------------- <*> См.: Труды по интеллектуальной собственности. Т. I. Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России / Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова. М., 1999. С. 62 - 114.
- эфирное и кабельное вещание (ст. 1111); - передачу в эфир или по кабелю радио - или телевизионных сигналов, посредством которых радио - или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц (п. 1 ст. 1145); - осуществляемую или осуществленную ею (вещательной организацией - Ю. Т.) передачу радио - или телевизионных сигналов (п. 1 ст. 1166). Приведенные формулировки по своему содержанию соответствуют понятию "распространение", которое предусмотрено ст. 1 Конвенции от 21 мая 1974 года "О распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники" (Брюссель). Под ним понимается действие, посредством которого распространяющий орган передает вторичные сигналы широкой публике или любой ее части <*>. Согласно конвенции: "сигнал" - это создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передать программы; в свою очередь "программа" - суть совокупности материалов, получаемых непосредственно или в записи, состоящих из изображений и звуков или звуков, передаваемая посредством сигналов с целью последующего распространения. -------------------------------- <*> См.: Бюллетень по авторскому праву. 1995. N 1.
Исходя из этого, объект исключительных прав вещателя, согласно проекту, с учетом признанной в мировой практике терминологии можно определить следующим образом: действие по использованию электронных средств (вещание, передача, распространение) с целью создания сигналов (несущей частоты), посредством которых совокупность материалов, состоящих из изображений, звуков или звуков, доводится до неопределенного круга лиц. Норма ст. 1167 проекта предусматривает способы использования "передачи сигналов", к которым относит: запись программ, переданных посредством соответствующих сигналов; воспроизведение записи программ; публичную трансляцию и воспроизведение в местах с платным входом программ, переданных посредством соответствующих сигналов. Поскольку перечисленные права относятся к возможности осуществления соответствующих действий в отношении программ, а не "распространения" таковых, постольку объектом прав вещательной организации являются именно программы, то есть совокупность материалов, состоящих из изображений, звуков или звуков. Таким образом, в проекте передача вещателя определяется, с одной стороны, как соответствующие программы, с другой - как распространение сигналов, несущих программы. Закон РФ от 9 июля 1993 года N 5331-1 "Об авторском праве и смежных правах" <*> (далее - Закон) регулирует, в частности, отношения по созданию и использованию передач организаций вещания (ст. 1). Передача, следовательно, является объектом прав организации вещания. В соответствии с Законом под передачей вещателя понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией (ст. 4). Такое определение передачи, с нашей точки зрения, не дает необходимой ясности. К тому же не раскрывается существенный признак передачи как объекта смежных прав. -------------------------------- <*> См.: Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.
Для установления понятия передачи по действующему законодательству следует прибегнуть к анализу норм закона в их системной связи. Согласно абз. 30 ст. 4 Закона "сообщать" означает совершать действие, посредством которого передачи организаций вещания, наравне с другими объектами, становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой. Из чего можно вывести следующие признаки передачи организации вещания: во-первых, передача вещателя - это то, что рассчитано для зрительного и (или) слухового восприятия; во-вторых, то, что может быть сообщено для всеобщего сведения или использовано иным способом. В законодательстве часто используется слово "материал" как некоторый эквивалент передачи вещателя. Например, норма ст. 12 (п. 3) Федерального закона от 29 декабря 1994 года "Об обязательном экземпляре документов" предусматривает, что на хранение в Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию передаются материалы телерадиопроизводящих организаций, законченные производством и прошедшие в эфир. Поскольку то, что передается - звук и (или) изображение, называют материалом, постольку для простоты изложения допустимо передачу вещателя по существу отождествлять с известным материалом. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством передача вещателя воплощается в совокупности материала, то есть выражается в звуке и (или) изображении. При этом, согласно Брюссельской конвенции 1974 г., "совокупность материала" соответствует термину "программа". При определении передачи вещателя предлагаются три варианта основного признака: распространение, сигнал, программа (материал). С. Лосев, анализируя нормы законодательства Белоруссии, предполагает, что "под передачей ведь можно понимать и сам сигнал, формируемый вещательной организацией" <*>. Трудно согласиться с такой точкой зрения. Согласно Закону Республики Беларусь от 16 мая 1996 года N 370-XIII "Об авторском праве и смежных правах" передача - это рассчитанный для слухового или зрительного и слухового восприятия материал, тогда как сигнал, несущий программу, недоступен для такого восприятия. -------------------------------- <*> См.: Лосев С. Смежные права вещательных организаций // Журналистика и право. Законодательство и практика СМИ в Белоруссии. М. Вып. 2 (5), май 1997. С. 38.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Закона РФ права в отношении организации эфирного вещания действуют после осуществления ею первой передачи в эфир. Следовательно, передача как объект смежных прав обусловлена, а также находится в жесткой привязке с передачей в эфир. Передача в эфир - есть необходимый признак передачи вещателя. К такому выводу приводит и анализ правомочия организации вещания разрешать использовать передачу - объект своих прав путем одновременной передачи ее в эфир другой организацией эфирного вещания (абз. 1 п. 2 ст. 40 Закона), а также положение о признании права за организацией, если она осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ (п. 3 ст. 35 Закона). Из этого следует, что передача как объект смежных прав - не только материал и не только передача в эфир или по кабелю. Передача вещателя есть единство двух необходимых признаков: передаваемый в эфир или по кабелю (1) материал (2), рассчитанный для зрительного и (или) слухового восприятия и предназначенный для всеобщего сведения или использования иным способом. Аналогичное значение дано в толковом словаре С. И. Ожегова: "передача" - то, что передается по радио, телевидению <*>. Материал приобретает правовой режим передачи организации вещания с момента передачи его в эфир или по кабелю. -------------------------------- <*> См.: Ожегов С. Н., Шведов Н. Ю. Толковый словарь: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1997. С. 502.
Согласно п. 1 ст. 1166 проекта организации вещания принадлежит исключительное право использовать "осуществляемую или осуществленную" ею передачу радио - или телевизионных сигналов. Данное уточнение - "осуществляемая или осуществленная" - подчеркивает, что объектом прав вещателя является не только тот звук и (или) изображение, который становится доступным непосредственно в момент вещания, но и тот, который уже был передан, то есть существующий уже вне связи с первоначальным актом передачи в эфир или по кабелю. Другим признаком рассматриваемого объекта охраны является то, что к нему относится весь или любая часть материала, выпущенного в эфир вещателем. Это вытекает из отсутствия какого-либо указания законодателя по этому поводу. В случае передачи в эфир или по кабелю исполнения, произведения такая передача является, с одной стороны, актом использования объектов соответствующих прав, а с другой - актом создания передачи организации вещания - объекта смежного права. Так, В. Румпхорст, исследуя Римскую конвенцию 1961 г. в части правовой охраны прав организаций вещания, приходит к выводу, что "вещательную передачу" следует понимать как программу в том виде, как она смонтирована и передана данной организацией вещания или от ее имени <1>. Э. П. Гаврилов замечает: "Запись (звуко - или видеозапись) еще не пошедшей в эфир или по кабелю передачи может охраняться как фонограмма или аудиовизуальное произведение. Но такая запись еще не есть передача" <2>. А. П. Сергеев считает, что при таком понимании права вещателя теряют смысл, поскольку вещатель уже обладает на передаваемый материал правами, предоставленными ему соответствующими правообладателями (за исключением прямой трансляции) <3>. Автор полагает, что передачу необходимо выделять как особый объект правовой охраны еще до выхода ее в свет <4>. Но так как, согласно Закону, права вещателя действуют после осуществления такой организацией первой передачи в эфир, в связи с высказанным мнением возникают вопросы квалификации. Например, если исходить из такой позиции, то обусловливание возникновения прав передачей в эфир в силу положений ст. 43 (п. 3) Закона следует признать требованием соблюдения формальностей, что противоречит положению нормы п. 4 ст. 36 Закона. Более того, Закон содержит норму (п. 2 ст. 36), которая предусматривает, что организация вещания "осуществляет свои права, указанные в настоящем разделе (Раздел 3 "Смежные права" - Ю. Т.), в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения" <5>. Из нее вытекает, что упоминаемые объекты права находятся во взаимосвязи. По-видимому, эта норма Закона - российская вариация положения ст. 1 Римской конвенции 1961 г., предусматривающего общее правило соотношения охраны смежных прав с авторскими: такая охрана не затрагивает и не наносит ущерб авторско - правовой <6>. -------------------------------- <1> См.: Румпхорст В. Охрана организаций вещания по Римской конвенции // Бюллетень по авторскому праву. М., 1994. Т. 27. N 2. С. 14. <2> Гаврилов Э. П. Смежные права в России и некоторых других странах СНГ // Бюллетень по авторскому праву. М., 1996. Т. 29. N 3. С. 48. <3> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 1999. С. 354. <4> См.: Там же. <5> Проект пошел еще дальше по сравнению с Законом. Он предусматривает, что "организации эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права с учетом прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на запись и прав других организаций эфирного или кабельного вещания" (п. 2 ст. 1166). <6> См.: Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 года) // Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции. М.: Элит - Клуб; Юридическая книга, 1998. С. 389.
Российский законодатель пошел по пути конкретизации соответствующего положения. Однако скорее всего она нуждается в совершенствовании. Так, из буквального толкования рассматриваемой нормы Закона следует, что организация вещания в любом случае осуществляет свои права в пределах прав, предоставленных исполнителем и автором, а, следовательно, объект прав организаций вещания содержит всегда и только исполнение и произведение. Таким образом, норма, во-первых, не содержит условия (гипотезы) действия предусматриваемого в ней правила. Во-вторых, из нее вытекает содержание переданного материала - исполнение, произведение. Между тем, А. П. Сергеев отмечает: "Лишь в тех случаях, когда передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, вообще не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер" <*>. -------------------------------- <*> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Теис, 1996. С. 324.
Действительно, толкование положения ст. 36 (п. 2) Закона в системной связи с его нормами не позволяет сделать вывод об исключительно двухвариантном содержании передачи как объекта смежных прав. Закон (ст. 4, абз. 18) вводит понятие "передача в эфир": это сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций вещания для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). Но так как помимо исполнения и произведения могут передаваться в эфир или по кабелю также и фонограммы, а равно и передачи организаций вещания, то последние могут быть включены в передачу как объект смежных прав. В соответствии с Законом производителю фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование в любой форме (ст. 38). Более того, вещатель может передать в эфир и не относящийся к указанным объектам материал. Включение полного состава объектов, которые могут составлять передачу, на наш взгляд, обеспечит требуемую от нормативного акта определенность. Положение ст. 36 (п. 2) Закона можно сравнить с нормой п. 4 ст. 13, согласно которой авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Закон предусматривает правила поведения, регулирующие отношения, которые осложнены в результате "переплетения" нескольких объектов, в том числе передачи вещателя. Например, ст. 21 Закона определяет, в зависимости от тех или иных обстоятельств, допустимость передачи в эфир определенных произведений, а п. 4 ст. 42 предусматривает общее правило недопустимости ущемления нормального использования произведений, включенных в передачу. Норма ст. 36 (п. 2) Закона не содержит оговорки: "при вхождении составной частью" в передачу. Законодатель, следуя принципу законодательной экономии, "урезает" основание (диспозицию) такого ограничения осуществления прав, каковым следует признать использование соответствующих объектов (произведений, исполнений, фонограмм, передач вещателя). Объектом авторских прав, произведением считается объективно выраженный результат творческой деятельности физического лица. Передачей, объектом смежных прав признается особая форма объективного выражения совокупности материала. Объективная форма есть основа правовой охраны интересов правообладателей названных объектов. Именно это и является тем принципиальным сходством, которое делает права на передачи вещателя смежными с авторскими. Таким образом, под передачей вещателя предлагается понимать весь или часть передаваемого или переданного в эфир (по кабелю) и предназначенного для всеобщего сведения материала, состоящего (либо могущего состоять) из произведения, исполнения, фонограммы, другой передачи вещателя, иного материала, воплощенного в форме изображения и (или) звуков.
Название документа