Статьей 138 НК РФ предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган. Какие органы (в целях подачи жалобы) следует рассматривать в качестве вышестоящих по отношению к инспекциям ФНС России?
Ответ: Пунктом 1 ст. 139 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Из положений ст. 140 Налогового кодекса РФ следует, что жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом). По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение и вынести новое решение.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" установлено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
На основании ст. 9 указанного Закона, а также п. 3 ст. 31 Налогового кодекса РФ вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным актам.
Вышестоящим налоговым органом по отношению к инспекции ФНС России является управление ФНС России соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно правилам организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с п. 9.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452, территориальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.
Пунктом 9.15 Типового регламента предусмотрено, что поступившие в федеральный орган исполнительной власти обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в федеральном органе исполнительной власти.
Из приведенных выше положений законодательства о налогах и сборах следует, что управления ФНС России по субъектам Российской Федерации наделены правом осуществлять все необходимые полномочия, установленные в ст. 140 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, жалобы (обращения) заявителей на акты инспекций ФНС России ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц рассматриваются управлениями ФНС России соответствующих субъектов Российской Федерации.
Л. А.Брандт
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
28.03.2008