Налоговый орган провел проверку организации и установил, что в проверяемый период работник организации в установленном порядке был призван на военные сборы. За время отсутствия работника организация начислила и выплатила ему денежные средства в сумме среднего заработка. Данные расходы организации в установленном порядке были компенсированы военкоматом за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерством обороны Российской Федерации. Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик неправомерно не начислил и не уплатил в бюджет суммы НДС на полученные от военкомата выплаты в счет указанной компенсации. По результатам проверки налоговый орган доначислил налогоплательщику не уплаченные им суммы НДС, начислил пени и привлек к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Правомерно ли решение налогового органа?
Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признаются реализацией товаров (работ, услуг).
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктами 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) установлено, что граждане на время медицинского обследования для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в случае призыва работника организации на военные сборы работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время прохождения военных сборов.
В соответствии с п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ.
Пунктом 3 Правил определено, что компенсация расходов организации, связанных с выплатой среднего заработка вышеуказанным гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
В Письме от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42 Минфин России разъяснил, что при выставлении счета военкоматам на возмещение организации затрат, связанных с выплатой вышеуказанных сумм работникам этой организации, проходившим военные сборы, счета-фактуры составлять не следует, поскольку данная операция не является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Правомерность подобного подхода подтверждается судебной практикой. Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 23.01.2007 N А55-8263/06 пришел к выводу, что выплаты в счет компенсации среднего заработка работникам налогоплательщика за время участия в военных сборах не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России и судебную практику, указанное решение налогового органа неправомерно.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
20.03.2008