О налогообложении ЕСН доходов главы крестьянского (фермерского) хозяйства в виде предоставляемых из бюджета субсидий на компенсацию расходов, связанных с ведением хозяйства

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 19 марта 2008 г. N 05-1-02/87@

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для налогоплательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В соответствии с п. 3 ст. 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной формах от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 Кодекса.

Согласно п. 14 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, в доход индивидуальных предпринимателей, к которым для целей налогообложения приравниваются главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Как указано в п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

На основании вышеизложенного субсидии, предоставляемые из бюджета, подлежат включению в доход главы КФХ от предпринимательской деятельности. Вместе с тем для целей исчисления налоговой базы по ЕСН доход главы КФХ уменьшается на сумму компенсируемых субсидиями расходов, связанных с ведением хозяйства, при условии документального подтверждения этих расходов.

Таким образом, субсидии не входят в состав налоговой базы по ЕСН (и, соответственно, не облагаются ЕСН) в том случае, если расходы, которые они возмещают, в соответствующих объемах подтверждены главой КФХ первичными документами. В противном случае суммы полученных субсидий подлежат налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке. При этом пп. 5 п. 1 ст. 238 Кодекса к ним не применяется, поскольку субсидии не являются доходами от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С. Н.ШУЛЬГИН

19.03.2008