Коммерческая организация - налогоплательщик зарегистрирована в установленном порядке и поставлена на налоговый учет в налоговом органе по указанному в учредительных документах месту нахождения юридического лица. В ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено отсутствие налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу. Имеет ли право налоговый орган требовать от налогоплательщика, в том числе и в судебном порядке, представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации изменения места нахождения организации и постановки на учет по месту своего нахождения?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена также обязанность налогоплательщиков выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено право налоговых органов требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы также имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) налоговым органам предоставляются права требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований, а также предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, закреплено, что служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Пунктом 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Статья 9 Закона N 129-ФЗ закрепляет положение о том, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия, не соответствующие требованиям Закона N 129-ФЗ, предусмотрена в ст. 25 данного Закона.

В п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, в п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что перечисленные нарушения влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

В случае если нарушения Закона N 129-ФЗ являются грубыми или неоднократными, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ предоставляет право регистрирующему органу обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Исходя из изложенного, ни нормами НК РФ, ни Закона N 943-1, ни Закона N 129-ФЗ не предусмотрено право налоговых органов требовать от юридических лиц представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации изменения места нахождения организации и постановки на учет по месту своего нахождения в связи с отсутствием организации на момент проведения мероприятий налогового контроля по указанному в учредительных документах адресу.

Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 30.10.2006, 02.11.2006 N КА-А40/10640-06 разъяснил, что отсутствие налогоплательщика на момент проведения проверки по адресу, указанному в учредительных документах, не свидетельствует, что налогоплательщик не располагался по этому адресу на дату регистрации. Суд указал, что статьями НК РФ, а также Законом N 129-ФЗ право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с требованием об обязании коммерческой организации совершить действия по государственной регистрации с представлением необходимых документов не предусмотрено.

А в Постановлении ФАС Московского округа от 17.10.2006, 24.10.2006 N КГ-А40/10076-06 суд сделал вывод о том, что законом не предусмотрена возможность возложения на юридическое лицо обязанности по представлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов и сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, поскольку Законом N 129-ФЗ установлен заявительный порядок представления заявления и соответствующих документов для совершения регистрирующим органом регистрационных действий.

Аналогичные выводы изложены и в Постановлениях ФАС Московского округа от 16.10.2006 N КГ-А40/7643-06, от 26.05.2006 N КГ-А40/2767-06 и др.

Таким образом, налоговый орган не имеет права требовать от налогоплательщика, в том числе и в судебном порядке, представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации изменения места нахождения организации и постановки на учет по месту своего нахождения.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

14.03.2008