Налоговым органом проведены мероприятия налогового контроля по своевременности и полноте регистрации объектов игорного бизнеса, принадлежащих налогоплательщику. В ходе проведения проверочных мероприятий налоговым органом установлено, что в зале присутствуют пять игровых автоматов, которые не были указаны в поданном налогоплательщиком заявлении о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес. При сравнении номеров автоматов, установленных в зале на момент проверки и указанных в заявлении и свидетельстве о регистрации объектов игорного бизнеса, выявлено несоответствие в номерах игровых автоматов. По мнению налогового органа, налогоплательщиком не зарегистрировано пять игровых автоматов и пять игровых автоматов не снято с учета. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых автоматов. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: На основании пп. 2 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес признается игровой автомат.

В силу ст. 364 НК РФ игровым автоматом признается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Пунктом 2 ст. 366 НК РФ определено, что в целях гл. 29 НК РФ каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 ст. 366 НК РФ, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

На основании п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Пунктом 4 ст. 366 НК РФ установлено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Пункт 1 ст. 129.2 НК РФ предусматривает, что нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

В соответствии с Приказом Госстандарта России от 24.01.2000 N 22, зарегистрированным в Минюсте России от 04.02.2000 N 2075, игровой автомат должен быть снабжен идентификационной таблицей со следующими данными: производитель, дата изготовления, тип, серийный номер, номинальное рабочее напряжение, предельные параметры электропитания.

Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н утверждена форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 7н утверждена форма свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложение к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес.

В указанных заявлении и свидетельстве должны быть указаны заводской номер и завод-изготовитель игрового автомата. Соблюдение этих правил обеспечивает осуществление налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и порядком исчисления налога.

Следовательно, в случае если налогоплательщиком допущено несоответствие номеров автоматов, установленных налогоплательщиком и указанных в заявлении и свидетельстве о регистрации объектов игорного бизнеса, им не соблюдены требования, установленные НК РФ к порядку регистрации в налоговых органах игровых автоматов.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 04.10.2007 N КА-А40/10017-07 в схожей ситуации признал наличие в действиях налогоплательщика правонарушения и не принял доводы налогоплательщика о том, что общее количество объектов налогообложения, несмотря на наличие несоответствия в номерах игровых автоматов, указанных налогоплательщиком в заявлении, и тех, которые установлены им в игровом зале, совпадает с количеством зарегистрированных в налоговом органе объектов.

Аналогичные выводы изложены и в Постановлении ФАС Московского округа 22.06.2005 N КА-А40/5519-05.

Тем не менее следует учитывать, что существует и противоположная судебная практика, положительная для налогоплательщиков.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 28.04.2007 N А39-3284/2006 разъяснил, что игровой автомат является надлежаще зарегистрированным, даже если из-за ошибки (описки) в указании в заявлении о регистрации объекта налогообложения заводского номера игрового автомата он был поставлен на учет в налоговом органе под другим заводским номером. Суд отметил: каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что налогоплательщик фактически имел в наличии два игровых автомата, один из которых не был зарегистрирован в налоговом органе, налоговый орган не представил.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15.03.2007 N Ф08-1128/2007-464А, установив, что игровые автоматы зарегистрированы в налоговом органе с техническими ошибками в указании номеров, с учетом характера отдельных допущенных ошибок, их незначительности и возможности идентификации объектов налогообложения, пришел к выводу, что указанные ошибки не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 30.05.2006 N Ф09-4511/06-С1, признавая отсутствие вины налогоплательщика в совершении правонарушения, отметил, что несмотря на то что налогоплательщиком была допущена ошибка в указании заводского номера игрового автомата, в результате чего фактически был зарегистрирован другой объект, количество объектов налогообложения фактически не изменилось.

А в Постановлении от 08.02.2007 N Ф09-359/07-С3 ФАС Уральского округа указал, что допущенные налогоплательщиком ошибки при регистрации 10 игровых автоматов, связанные с неправильным указанием номеров игровых автоматов, впоследствии исправленные им самостоятельно, не свидетельствуют о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения.

Таким образом, поскольку в указанной ситуации налогоплательщиком допущено несоответствие номеров автоматов, установленных и указанных в заявлении и свидетельстве о регистрации объектов игорного бизнеса, им не соблюдены требования, установленные НК РФ к порядку регистрации в налоговых органах игровых автоматов, решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности правомерно. Отсутствие состава налогового правонарушения налогоплательщику, учитывая отсутствие единообразия в судебной практике, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

14.03.2008