Возможно ли установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в отношении имущества ряда организаций (органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, кредитных организаций, лизинговых организаций), которое используется ими для организации, содействия и проведения азартных игр и сопутствующих играм услуг в игорной зоне? Может ли быть установлена ставка 0%?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2008 г. N 03-05-04-01/10

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке установления дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по правовой оценке нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Таким образом, Налоговым кодексом не установлен минимальный размер налоговой ставки по налогу на имущество организаций, а только предусмотрен максимальный размер налоговой ставки, в пределах которой законами субъектов Российской Федерации должна устанавливаться налоговая ставка по налогу на имущество организаций. Следовательно, ставка налога на имущество организаций может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в размерах, определенных в пределах от 0 до 2,2 процента.

Пунктом 2 ст. 380 Налогового кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При этом необходимо иметь в виду, что ст. 3 Налогового кодекса установлено, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности организаций.

Поэтому установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков, по нашему мнению, предусматривает определение категорий налогоплательщиков исходя из общих признаков, объединенных конкретным видом экономической деятельности, отраслью экономики и т. п. Установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от имущества, признаваемого объектом налогообложения, предусматривает установление налоговых ставок для конкретных имущественных объектов или находящегося на балансе организации имущества (имущественного комплекса), используемого по целевому назначению также в определенных видах экономической деятельности, отраслях экономики и т. п.

При этом исчисление налоговой базы отдельно в отношении имущества, находящегося на балансе организации, в зависимости от использования данного имущества одновременно в разных видах экономической деятельности Налоговым кодексом не предусмотрено.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

13.03.2008