Организация - производитель автомобильных шин и дисков намерена оказать своим партнерам, розничным продавцам, поддержку при открытии магазинов в виде передачи рекламных конструкций с символикой организации-производителя - стоек для шин и дисков, магазинных стоек, рекламных щитов и вывесок. Возможно ли рекламные конструкции передать безвозмездно в собственность розничным продавцам на условиях их использования только в целях реализации продукции производителя и на основании какого договора это можно сделать? Возможно ли затраты на изготовление указанных рекламных конструкций учитывать для налога на прибыль в качестве расходов на рекламу?

Ответ: Безвозмездная передача имущества в отношениях между коммерческими организациями противоречит нормам гражданского законодательства. Однако в данном случае передача рекламных конструкций не является безвозмездной. Она обусловлена обязательством покупателя использовать эти конструкции только для реализации товаров производителя. Это означает, что безвозмездность в отношениях сторон отсутствует. Следовательно, они вправе совершить такую сделку. Оформить ее можно посредством заключения договора (соглашения) о рекламной поддержке. Возможно также не оформлять предоставление рекламной поддержки отдельным договором (соглашением), а включить соответствующие положения в основной договор поставки. Например, в виде отдельного раздела или дополнительного соглашения к этому договору.

Для целей налога на прибыль расходы организации-производителя на изготовление указанных рекламных конструкций, по нашему мнению, могут быть учтены как расходы на рекламу. Если рассматриваемые конструкции располагаются внутри помещений магазинов и не являются наружной рекламой, затраты на их изготовление следует признавать в пределах норматива в размере 1% от выручки соответствующего отчетного (налогового) периода.

Обоснование: Гражданско-правовой аспект передачи рекламных конструкций

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В отношении этого имущества он может совершать любые действия, в том числе отчуждать его в собственность другим лицам, если это не противоречит закону и иным правовым актам и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Безвозмездная передача одной из сторон имущества в собственность другой стороны подразумевает возникновение отношений дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Подпунктом 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ установлен запрет на дарение между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Однако в данной ситуации безвозмездность в отношениях сторон отсутствует.

Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Если по договору сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, то договор является возмездным (п. 1 ст. 423 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Из указанных норм ГК РФ следует, что отношения сторон по договору могут быть квалифицированы как безвозмездные только при наличии следующих признаков:

- предоставление по безвозмездному договору осуществляет только одна из сторон, при этом у второй стороны отсутствуют какие-либо встречные обязательства;

- в договоре содержится прямое и однозначное указание на безвозмездный характер отношений.

На это обратил внимание и ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 28.12.2011 N Ф09-8586/11.

В рассматриваемом случае передача рекламных конструкций производится под условием их использования только в целях реализации продукции производителя, то есть она обусловлена соответствующим встречным обязательством покупателя. Это означает, что такая передача не является безвозмездной и не противоречит гражданскому законодательству. Таким образом, организация-производитель вправе передать рекламные конструкции в собственность розничным продавцам на условиях их использования только для реализации продукции производителя.

Что касается вида договора на передачу рекламных конструкций, то согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Кроме этого, п. 3 ст. 421 ГК РФ закреплена возможность заключения смешанных договоров, содержащих элементы договоров различного вида.

Специального вида договора для рассматриваемой ситуации ГК РФ не содержит. Поэтому организация и ее покупатель могут заключить договор любого вида. На практике для таких целей используются соглашения или договоры о рекламной поддержке. В таком договоре (соглашении) следует определить виды поддержки, ее размер и условия предоставления. В качестве одного из условий получения покупателем такой поддержки рекомендуем прописать его обязанность по возмещению производителю затрат на изготовление рекламных конструкций в случае нарушения условий их использования (например, за их использование для продажи товаров других лиц). Это будет дополнительным аргументом в пользу возмездного характера договора. Возможно также не оформлять предоставление рекламной поддержки отдельным договором (соглашением), а включить соответствующие положения в основной договор поставки. Например, в виде отдельного раздела или дополнительного соглашения к этому договору.

Налог на прибыль организаций

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам на производство и реализацию относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) или реализуемых товаров, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Передаваемые покупателю в виде рекламной поддержки конструкции, в том числе стойки для шин и дисков, магазинные стойки, рекламные щиты и вывески с символикой организации-производителя, в полной мере соответствуют приведенному понятию рекламы. Следовательно, затраты на их изготовление можно отнести к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли.

Это подтвердил ФАС Московского округа в Постановлении от 28.08.2013 по делу N А40-44613/12-107-237. При этом суд не поддержал налоговый орган, который настаивал на включении данных конструкций в состав амортизируемого имущества организации-производителя и на признании их стоимости в расходах для налога на прибыль посредством начисления амортизации. Арбитры подчеркнули, что рекламные конструкции передавались в собственность покупателям и самой организацией не использовались. С учетом этого, а также исходя из п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ, Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н), суд сделал вывод о том, что конструкции не отвечают критериям, установленным для отнесения их к амортизируемому имуществу, не могут являться объектами основных средств и расходы по ним не должны списываться через амортизационные отчисления.

Следует учитывать, что п. 4 ст. 264 НК РФ требует в целях налогообложения прибыли нормировать рекламные расходы, за исключением расходов (абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ):

- на рекламные мероприятия через СМИ и информационно-телекоммуникационные сети;

- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ наружной является реклама, распространяемая с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановках общественного транспорта. В связи с этим рекламные конструкции, размещаемые внутри помещений магазинов, к наружной рекламе не относятся. Поэтому расходы на них следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы и учитывать для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации соответствующего отчетного (налогового) периода.

Если же некоторые конструкции (например, щиты) располагаются снаружи магазинов и являются наружной рекламой, расходы на их изготовление организации - производителю шин и дисков возможно признавать без учета указанного ограничения.

Е. М.Сигаева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

М. Н.Озерова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

08.11.2013